Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое хозяйственное ведение и оперативное управление?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Согласно п. 1 ст. 296 Гражданского Кодекса РФ (далее – ГК РФ) учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 299 ГК РФ право оперативного управления возникает на основании акта собственника о закреплении имущества за учреждением, а также в результате приобретения учреждением имущества по договору или иному основанию.
Отличия хозяйственного ведения от оперативного управления: таблица
Право хозяйственного ведения |
Право оперативного управления |
1. Субъекты | |
Государственные или муниципальные унитарные предприятия |
Казенные предприятия, частные, бюджетные, автономные учреждения |
2. Являются ли субъекты коммерческими организациями? | |
Да |
Нет (исключение — казенные предприятия) |
3. Распоряжение движимым имуществом | |
Без ограничений (за исключениями, предусмотренными законом или иными правовыми актами) |
Ограничено либо частично ограничено в отношении отдельных видов имущества |
4. Распоряжение доходом, полученным от использования имущества в хозяйственном ведении или оперативном управлении | |
Не ограничено |
Ограничено целями деятельности и указанием в учредительных документах (исключение — казенные предприятия) |
Чем отличается право хозяйственного ведения от оперативного управления
Право хозяйственного ведения и оперативного управления в ГК РФ — это вещные права лиц, которые не являются собственниками.
Под правом хозяйственного ведения имеется в виду механизм, в рамках которого менеджмент государственного предприятия способен использовать имущество соответствующей фирмы в пределах, установленных законодательством и иными нормативными источниками.
Собственник компании, в которой действует механизм хозяйственного ведения — государство, имеет право:
- Контролировать, как менеджмент фирмы реализует право хозяйственного ведения.
- Назначать руководство государственной компании.
- Осуществлять реорганизацию предприятия.
- Использовать часть прибыли от применения активов.
Сравнительная таблица
Особенности и отличия рассматриваемых прав приведены в таблице:
Критерий | Хозяйственное ведение | Оперативное управление |
Субъекты | Государственные и муниципальные унитарные организации. | Государственные и муниципальные казенные организации. |
Права владельца в отношении имущества | Владелец получает часть денег, которые были заработаны в результате эксплуатации имущества. Также он контролирует процесс его эксплуатации. | Владелец может изъять лишнее имущество, которое не используется. Также он может распределять доходы предприятия. |
Правомочия субъектов в отношении объектов, которые были им переданы | Распоряжаться возможно без согласия собственника при использовании движимых объектов и исключительно с его согласия, если дело касается недвижимости. | Распоряжаться возможно исключительно с согласия собственника имущества. Если компания получила право заниматься деятельностью, которая приносит доход, она может распоряжаться заработанными финансами. Также казенное учреждение может продавать продукты, которые выпускает. |
Процесс оперативного управления
Процесс оперативного управления состоит из ряда мероприятий. Основные из них:
Распоряжение имуществом осуществляется не только в соответствии с уставными документами, но и регулируются законодательными актами.
Право оперативного управления может предоставляться непосредственно собственнику объектов или организации, которой он делегировал определенные обязанности.
Предприятия обладают очень ограниченными полномочиями, поскольку владелец может в любой момент распорядиться имуществом на собственное усмотрение.
Обязательным условием передачи имущества в оперативное управление является то, что оно должно использоваться строго по назначению, в соответствии с целями, которые указаны в уставных документах организации.
Если условия будут нарушены, владелец имеет полное право изъять материальные ценности. Нецелевое использование имущества должно подтверждаться актом, составленным по итогам проведения специальной проверки.
Что такое доверительное управление имуществом
Доверительное управление — это когда собственник имущества передает организации или частному лицу право распоряжаться им так, чтобы оно приносило прибыль. Такие услуги популярны в сфере управления недвижимостью и ценным бумагами. Но на деле передать распорядителю можно любое имущество — права на что-то или предприятия и доли в них.
В отношении недвижимости это значит, что распорядитель размещает объявления и находит арендаторов на жилье, собирает арендную плату, оплачивает коммунальные услуги, клининг, занимается возникающими проблемами, связанными с износом жилья, вселением и выселением жильцов. Следует различать посреднические услуги риелторов и агентств недвижимости по поиску арендаторов. Доверительное управление отличается тем, что услуги предоставляются собственнику на регулярной основе и длительное время. Цель оказания этих услуг — это заработать прибыль для собственника.
Владелец квартиры и управляющий заключают договор, который определяет перечень услуг, срок их оказания и вознаграждение. За свои услуги менеджер берет комиссию с дохода, таким образом он заинтересован в высокой прибыли не меньше владельца жилья.
Что такое право оперативного управления?
Право оперативного управления даёт возможность владеть, распоряжаться, пользоваться имуществом собственника на основании законодательных норм и в соответствии с условиями собственника, назначением объектов и целями деятельности учреждения.
Владелец (учредитель предприятия), вправе отозвать своё имущество, переданное на правах оперативного управления, и распорядиться им по своему усмотрению, если будут выявлены случаи ненадлежащего использования имущества, выхода за рамки разрешённого назначения.
Государство/муниципалитет вправе передавать казённым учреждениям разные полномочия. Доходами, извлекаемыми в результате использования государственного имущества, распоряжается собственник предприятия; учреждение не вправе самостоятельно распоряжаться доходами.
Представление о муниципальных объектах
Этот вид владения принадлежит к самостоятельной публичной форме. Где муниципальные организации являются субъектами. Управляют объектами органы, принадлежащие:
- к представительным;
- местному самоуправлению;
- заведениям, у которых есть закрепленные материальные средства под оперативным управлением.
К ним принадлежит:
- местный бюджет;
- внебюджетный фонд;
- недвижимость;
- земля и ресурсы;
- жилищные фонды;
- образование;
- здравоохранение;
- культура.
Объектами данного уровня решают вопросы местного значения:
- жилищные;
- коммунальные;
- социальные.
Основания для возникновения прав на муниципальную собственность бывают общегражданскими и специальными. Средства поступают от собранных налогов, приватизации или природных ресурсов.
Без них суть рассматриваемого института не будет полностью раскрыта. Право хозяйственного ведения принадлежит только конкретным субъектам. При этом они должны обладать специальной организационной формой. Такими субъектами выступают унитарные предприятия. В соответствии со ст. 113, они являются коммерческими структурами. Унитарное предприятие создается в установленном законодательством порядке. В нормах предусматриваются условия, при выполнении которых субъект приобретает именно этот статус. Они могут создаваться только на основе муниципальной либо госсобственности. В пункте первом ст. 114 Кодекса определены субъекты, которые могут являться их учредителями. Ими выступают местное самоуправление либо государство через уполномоченные органы.
Оно имеет место не только в соответствии с установленными общими правилами. К примеру, в качестве одного из оснований, предусмотренного в законодательстве, выступает банкротство субъекта. Прекращение права хоз. ведения имеет место и в случаях правомерного изъятия собственником материальных ценностей. Основания для его осуществления установлены тем не менее в законе. В ст. 299 пунктом 3 предусматривается, в частности, что изъятие имущества у субъекта допускается по тем же основаниям, что изъятие его у собственника. Законодательство при этом устанавливает одно важное условие. Субъект не может прекратить правомочия посредством отказа от права на имущество по тому же порядку, который предусмотрен для собственника по ст. 236 Кодекса. Этот запрет обуславливается тем, что в противном случае будут нарушены интересы учредителя.
Право муниципальной собственности
Право муниципальной собственности относится к публичному праву. Это самостоятельная форма права собственности. Три полномочия собственника в данной форме права собственности осуществляются представительным органом с учетом мнения населения муниципального образования и в его интересах. Муниципальное образование – образование, в котором имеется орган самоуправления (города, районы в городах, поселки, деревни и др.).
Субъекты права муниципальной собственности – муниципальные образования. Управление муниципальной собственностью осуществляется органами:
-
представительными (выборными органами);
-
органами местного самоуправления;
-
муниципальными предприятиями и учреждениями, за которыми закреплена муниципальная собственность на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Объекты права муниципальной собственности – средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и т. д.
Особенности муниципального имущества.
1. Муниципальное имущество делится на две части: одна часть закреплена за муниципальными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления, вторая – составляет казну муниципального образования, включающую в себя средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями.
В законодательстве Российской Федерации отсутствует четкое определение нежилого объекта. Тем не менее, существует ряд признаков, в соответствии с которыми можно идентифицировать такую недвижимость.
Характеристики нежилого помещения приведены в Гражданском и в Жилищном кодексе РФ (в т.ч. в ФЗ № 122 ред. от 06.04.2015г.).
Признаки нежилого объекта:
- Имеет такие функциональные характеристики:
- не предназначен для проживания;
- используется в производственных и общественных целях;
- Принадлежность к недвижимому имуществу.
- Является составной частью здания (данная отличительная особенность разграничивает нежилые помещения и сооружения, в то же время указывает на их пространственную взаимосвязь).
- Изолированность: так же, как и жилье, нежилое помещение должно быть изолировано; материальность: наличие определенных границ.
- Взаимосвязь с земельным участком: недвижимость регистрируется по конкретному адресу.
- Отнесен к нежилому фонду, при этом может быть расположен как в жилом, так и в нежилом здании.
Подробнее о различиях между жилым и нежилым помещением читайте .
Отличие оперативного управления от хозяйственного ведения
Круг лиц и принципы, на которых основываются права оперативного управления и хозяйственного ведения, во многом схожи между собой, но вместе с тем существуют и отличия, разграничивающие между собой данные разновидности прав.
Право хозяйственного ведения даёт возможность владения, пользования и распоряжения имуществом собственника, но исключительно в пределах границ, установленных законом и другими нормативными актами.
К примеру, унитарное предприятие может распоряжаться движимыми объектами, но ограничено в правах пользования недвижимым имуществом собственника.
Хозяйственное ведение позволяет передать имущество для осуществления дальнейшей деятельности. В будущем собственник сможет использовать это имущество по своему усмотрению, например, продать. Однако решение принимается не самостоятельно, а совместно с органами управления предприятия. Субъектами в хозяйственном ведении выступают любые муниципальные и государственные предприятия.
Суть и назначение договора оперативного управления недвижимым имуществом
Как было указано выше, данное соглашение является разновидностью договора аренды, но такие правоотношения не урегулированы отдельными нормами Гражданского кодекса, поэтому применяется сложившаяся юридическая практика.
Исходя из этого, под договором оперативного управления имуществом подразумевается письменное соглашение между субъектами хозяйственной деятельности, либо муниципальными (государственными органами), на основании которого, одна сторона, которой принадлежит недвижимое имущество, передает его в управление другой стороне, при этом за это не берется плата.
Такое существенное отличие его от договора аренды. Плюс к этому нужно добавить, что недвижимое имущество, передающееся таким способом, должно быть поставлено на баланс субъекта хозяйственной деятельности, и соответственно оперативный управитель платит налоги, проводит амортизационные отчисления.
Отличие оперативного управления от хозяйственного ведения
Круг лиц и принципы, на которых основываются права оперативного управления и хозяйственного ведения, во многом схожи между собой, но вместе с тем существуют и отличия, разграничивающие между собой данные разновидности прав.
Право хозяйственного ведения даёт возможность владения, пользования и распоряжения имуществом собственника, но исключительно в пределах границ, установленных законом и другими нормативными актами.
К примеру, унитарное предприятие может распоряжаться движимыми объектами, но ограничено в правах пользования недвижимым имуществом собственника.
Хозяйственное ведение позволяет передать имущество для осуществления дальнейшей деятельности. В будущем собственник сможет использовать это имущество по своему усмотрению, например, продать. Однако решение принимается не самостоятельно, а совместно с органами управления предприятия. Субъектами в хозяйственном ведении выступают любые муниципальные и государственные предприятия.
К оперативному управлению относят казённые учреждения и предприятия. В рамках договора оперативного управления имущество может быть передано в пользование только на определённый срок, т.е. им нельзя полновластно распоряжаться: продавать, дарить, менять и т.д.
Собственник может создавать объекты оперативного управления, определять, в каких объёмах назначать правоспособность, утверждать необходимые документы, назначать руководителей, ликвидировать или реорганизовать предприятие без согласия иных руководителей.
Собственник даёт указания управленцам о том, как использовать предоставленное им имущество. Отдельные объекты, входящие в состав, собственник может направить в нужном для него направлении для реализации. Он вправе распределять своё имущество на несколько необходимых ему фондов. При этом он не может использовать средства одного фонда для развития другого.
Если у предприятия образовались долги, то субсидиарную ответственность за это также понесёт собственник, а не руководитель предприятия.
Собственник распределяет доходы предприятия, не согласовывая данный вопрос с руководителем. Он — полновластный хозяин.
Руководитель же, наоборот, не вправе совершать какие-либо действия без согласия с собственником. В этом принципиальное различие между правами хозяйственного ведения и оперативного управления.
Право оперативного управления
Оперативное управление — ограниченное вещное право.
Гражданский кодекс РФ предусматривает, что имущество на праве оперативного управления может передаваться казенному предприятию и учреждению.
Так, согласно п. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не предусмотрено законом, распоряжаются данным имуществом с согласия его собственника.
Таким образом, право оперативного управления это ограниченное вещное право, которое предоставляет казенному предприятию, учреждению в отношении закрепленного за ними имущества возможность осуществлять в пределах, установленных законом, права владения, пользования и распоряжения имуществом (в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества).
Виды ограниченных вещных прав
Традиционно выделяются 3 группы ограниченных вещных прав:
- Право пользования
- Право получения известной ценности
- Права на приобретение известной вещи
Из этих трех групп в законодательстве РФ присутствует только первая. Данная группа разделяется еще на несколько видов:
- Права по использования чужих земельных участков, например, сервитуты, право пожизненного наследуемого владения земельным участком, право постоянного бессрочного пользования земельным участком;
- Права по использования чужих жилых помещений;
- Обеспечительные права, например, залог и удержание. Но вещная природа залога оспаривается в современной литературе;
- Права на хозяйствование с имуществом собственника, например, хозяйственно ведение и оперативное управление.
Процедура передачи имущества
Возникшее право оперативного управления тем или иным имуществом, находящимся во владении государства или муниципалитета, подлежит регистрации в едином Росреестре. Сведения о сторонах сделки и характеристике предоставленном в ограниченное пользование помещении должны быть внесены в общую базу данных ЕГРП.
Для осуществления регистрации права оперативного управления недвижимым имуществом необходимо придерживаться следующего алгоритма действий:
- подготовить пакет документации, требующийся для передачи в Росреестр;
- уполномоченное лицо должно обратиться с указанными бумагами в отделение ЕГРП либо МФЦ одним из удобных способов;
- получить свидетельство установленного образца о проведении государственной регистрации прав на имущество либо соответствующую выписку из Росреестра.