Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Права иностранных граждан в РФ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
При пересечении границы РФ необходимо заполнить миграционную карту. В ней указывается цель приезда в страну. Нарушать назначение не допускается. Если иностранец въехал в страну, например, для воссоединения с семьей и совместного проживания, то заниматься открытием предприятий и заключением коммерческих контрактов ему нельзя. Для этого необходимо получить РВП или ВНЖ, чтобы обладать всем комплексом прав и обязательств как граждане России.
Главные правила миграционного учета иностранцев в РФ
Основные использующиеся для постановки на учет мигрантов принципы таковы:
- Прибывший мигрант передает фиксирующее его прибытие уведомление в учреждение ГУВД: его зарегистрируют в качестве пребывающего на территории РФ гражданина.
- Иностранному гражданину вручается отрывающаяся часть уведомительного документа: в качестве удостоверения факта постановки на учет, который будет осуществлен в течение семи (с момента прибытия) дней.
Стоит отметить, что для лиц, прибывших с территорий Казахстана и Беларуси, а также Кыргызстана, Армении, постановка на учет будет оформляться в течение не 7 дней, а 15.
Некоторые категории граждан обязаны регистрироваться в РФ на следующий же после прибытия день.
К ним относятся:
- лица, не определившиеся заранее с местом жительства;
- лица, работа которых осуществляется вахтовым методом;
- граждане, целью которых является лечение либо отдых (местом проживания таковых будет санаторий либо отель);
- граждане со статусом «лишенные свободы».
От постановки на миграционный учет освобождаются:
- члены экипажа корабля с военным статусом (цель – государственный визит);
- то же в отношении судна гражданской категории (если период пребывания на берегу – менее суток);
- пассажиры транзитной категории (вне зависимости от вида транспорта);
- путешественники, если срок их визита в РФ ограничивается одной неделей.
Иностранные граждане имеют право обучаться в Высших учебных заведениях РФ
- Право на обучение имеют как граждане других стран, так и лица без гражданства.
- Прием в учебное заведение происходит на основании международного договора между странами.
- Прием в учебные заведения осуществляется на основании квот, и не должен превышать 7 тыс. человек ежегодно (по всей стране).
- Поступление осуществляется согласно правилам приема того вуза, куда поступает иностранец.
- Лица, являющиеся гражданами стран СНГ, могут поступать в российские вузы на бюджетные места.
- При поступлении в учебное заведение иностранец должен подтвердить уровень владения русским языком на необходимом уровне.
- Иностранные свидетельства об образовании должны проходить на территории РФ процедуру подтверждения (нострификацию). Нострификация может быть академическая (позволяет продолжать образование в российском вузе) и профессиональная (позволяет работать на территории РФ).
Условия пребывания в России для иностранцев в 2019 году
Особенности миграционного режима в РФ заключаются в следующем:
- При нахождении в стране более 7 календарных дней – обязательна постановка на учет по месту проживания. Для этого нужно обратиться в УВМ МВД РФ по месту нахождения.
- Соблюдение срока пребывания в стране – не более 90 дней каждые пол-года по визе. По РВП – до 1 года, по ВНЖ – до 5 лет, допускается продление.
- Для постоянного нахождения в стране необходимо оформление РВП. Документ дает право на оформление трудового договора со сроком действия до 3 лет с продлением каждый год. После этого есть возможность получить вид на жительство. ВНЖ действует в течение 5 лет и может продляться на тот же период.
Для продления разрешения на проживание иностранцу или ответственному за его пребывание на территории РФ резиденту необходимо обратиться в миграционную службу не позднее, чем за 2 месяца до момента окончания срока действия регистрации.
Что такое «правило 90 из 180»?
Это один из нормативов, который определяет сроки для пребывания иностранцев в России. Его текст содержится в пятой статье Федерального закона №115 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Его текст очень прост — иностранный гражданин, пребывающий на территорию Российской Федерации, имеет право находиться в её пределах 90 дней из каждых 180-ти. Таким образом, каждые полгода иностранец может проводить на территории РФ только по 3 месяца.
Стоит отметить две важные детали. Первая — не имеет особого значения, как именно иностранец попал в РФ — по многократной визе или без неё. Так что это правило действует как для иностранцев, въезд в РФ для которых возможен только с разрешения, так и для тех, кому виза не нужна для пересечения границы. Второе важное замечание состоит в том, что эти 90 дней могут суммироваться в том случае, если во время пребывания в РФ иностранец выезжал за пределы страны, а затем снова возвращался. То есть если иностранный гражданин пробыл в РФ 30 дней, то в текущем полугодии у него останется толь 60 дней.
Как легально остаться в россии иностранцу более 90 дней
Сколько времени гражданам стран СНГ можно пребывать в РФ? Допустимую продолжительность пребывания на территории РФ регламентирует так называемый закон 90/180 дней. В нем указывается, что без оформления патента на работу или получения особого разрешения гражданин Украины имеет право гостить в России не более 90 дней в течение 180 дней. Это означает, что пробыв 90 дней подряд в стране, он должен на 90 дней ее покинуть.
Теперь самый главный вопрос: узнали о запрете на въезд, что делать? Для начала нужно постараться выяснить все детали запрета: срок запрета, причины и каким органом власти был поставлен запрет. Скорее, всего, для этого нужен опытный специалист. Просто поговорите с этим человеком, расспросите его, каким образом и на каких основаниях он собирается снимать запрет. Грамотный специалист говорит просто и понятно, и старается не давать никаких прогнозов.
Трудовые права иностранных граждан и лиц без гражданства
- Право работать, заключать договора. При этом работодатель должен получить на это разрешение. Исключение составляют случае трудоустройства лиц, имеющих вид на жительство, статус временно проживающих, высококвалифицированные специалисты, участники государственных программ переселения, беженцы и дипломаты.
- В некоторых регионах России по системе квот брать иностранных сотрудников на работу запрещено.
- С 2018 года иностранные граждане не имеют законных прав устраиваться на работу в сфере медицины (работать медсестрами и врачами).
Требования для трудоустройства иностранных граждан:
- Возраст от 18 лет.
- Пройденный экзамен на достаточно хорошее владение русским языком.
- Документ, разрешающий трудовую деятельность не должен иметь больший срок действия, чем документ, разрешающий находиться на территории Российской Федерации.
- Трудоустройство возможно только в том субъекте федерации, где было оформлено разрешение.
- Работодатель должен регулярно оповещать ГУВМ МВД о трудоустройстве и увольнении иностранцев. В ином случае, он рискует попасть под штраф в размере до 1 миллиона рублей.
Учитываются при выдаче квоты на трудоустройство:
- Наличие разрешения на въезд в Россию.
- Актуальность трудовой специальности.
- Наличие родственников в Российской Федерации.
- Знание русского языка.
- Наличие недвижимости в России.
Таблица 2. Квоты на рабочие места для иностранцев (2017-2021 гг.)
Федеральный округ | Количество по годам | ||
2017 | 2020 | 2021 | |
Центральный | 38500 | 26682 | 21753 |
Северо-Запад | 10020 | 13406 | 6975 |
Южный Федеральный | 10450 | 4496 | 1393 |
Северный Кавказ | 7250 | 2363 | 2180 |
Приволжский | 19500 | 10548 | 5186 |
Уральский федеральный | 8350 | 21772 | 19718 |
Сибирский федеральный | 21050 | 20740 | 14681 |
Дальневосточный | 8880 | 38180 | 36132 |
Нарушения правил пребывания в России
Сюда относят следующие действия, совершенные иностранцами:
- пренебрежение соблюдений правил въезда в РФ, в том числе при осуществлении транзита через территорию страны
- попытка въезда на территорию РФ в отсутствие корректно оформленных документов для нахождения на территории страны на легальной основе;
- неисполнение требований российского законодательства относительно постановки на учет иностранных граждан, в частности — несоблюдение сроков);
- несоответствие типа визы иностранца реальным целям посещения России;
- нарушение сроков легального пребывания на территории России;
- использование поддельных документов при пересечении границы и легализации на территории РФ.
Пункты 1-5 относятся к категории административных правонарушений. Наказание по ним – денежный штраф (на начало 2020 года – от 2 до 5 тыс.р.) и запрет на последующий въезд на территорию РФ. Что касается фальсификации въездных документов, то на Родине нарушителя ему может грозить уголовная ответственность.
Правила пребывания иностранных граждан на территории РФ
ПАМЯТКА
О ПРАВИЛАХ ПРЕБЫВАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИИ ВЫЕЗДА ЗА ЕЕ ПРЕДЕЛЫ, ПРАВИЛАХ ОБУЧЕНИЯ И ПРОЖИВАНИЯ В СТУДЕНЧЕСКИХ ОБЩЕЖИТИЯХ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН, ОБУЧАЮЩИХСЯ В БАШКИРСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
МИГРАЦИОННЫЙ УЧЁТ
По прибытии в Россию иностранный гражданин обязан встать на миграционный учет по месту пребывания в течение 7 рабочих дней со дня прибытия. Для этого он должен обратиться в течение 2-х рабочих дней к принимающей его в РФ стороне, а именно в Управление международных и межрегиональных связей (далее – УМиМС) по адресу: г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32, кабинет 316, и предъявить следующие документы:
- действительный документ, удостоверяющий его личность (паспорт/удостоверение);
- миграционную карту с отметкой органа пограничного контроля о въезде в РФ;
- визу (при ее наличии).
Иностранные граждане, не предъявившие в указанные сроки необходимые документы для постановки на миграционный учет или предоставившие заведомо ложные сведения либо подложные документы, облагаются штрафом в размере 2 000–5 000 рублей с административным выдворением за пределы РФ.
ВНИМАНИЕ!
Обо всех перемещениях (выезд за пределы г. Уфа, Республики Башкортостан и России) иностранный гражданин обязан уведомить УМиМС за 5 рабочих дней до предполагаемого выезда в письменном виде.
Сотрудник УМиМС, ответственный за паспортно-визовое обеспечение, обязан вручить иностранному гражданину отрывную часть уведомления о прибытии в РФ с отметкой Управления по вопросам миграции МВД России по РБ (далее – УВМ МВД) о постановке его на миграционный учет по месту пребывания.
Иностранный гражданин ВСЕГДА обязан иметь при себе:
- документ, удостоверяющий его личность (паспорт/удостоверение);
- миграционную карту;
- отрывную часть уведомления о прибытии в РФ с отметкой УВМ МВД о постановке на миграционный учет в течение всего разрешенного срока пребывания в РФ;
- предъявлять документы сотрудникам полиции при осуществлении проверок режима пребывания в РФ вместе с паспортом.
Отсутствие документов на право пребывания (проживания) в РФ влечет наложение административного штрафа на иностранного гражданина в размере 2 000–5 000 рублей с административным выдворением за пределы РФ.
В случае изменения персональных данных иностранного гражданина (получение нового паспорта, изменение места фактического проживания, фамилии, имени, контактного номера телефона или изменение миграционного статуса (получение разрешения на временное проживание, вида на жительство или паспорта гражданина РФ)) в течение 2-х рабочих дней он обязан уведомить об этом УМиМС.
В случае утраты (порчи) иностранным гражданином отрывной части уведомления о прибытии иностранный гражданин должен в течение 2-х рабочих дней уведомить об этом УМиМС, поставившее его на миграционный учет, с заявлением об оформлении дубликата отрывной части и паспортом.
Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина продлевается до окончания срока его обучения. Миграционная карта подлежит возврату в пункте пропуска через Госграницу РФ при выезде иностранного гражданина из Российской Федерации. В этой связи при повторном въезде в Россию иностранному гражданину необходимо заново проходить процедуру постановки на миграционный учёт, обратившись в течение 2-х рабочих дней в УМиМС к сотруднику, ответственному за паспортно-визовое обеспечение.
ПРОДЛЕНИЕ СРОКА ВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ В РФ
Срок пребывания в РФ иностранных граждан, прибывших в порядке, требующем получения визы, установлен сроком действия визы. Иностранный гражданин обязан покинуть пределы РФ по истечении срока действия визы, если на этот момент им не получена новая виза или не продлён срок действия текущей. Для оформления многократной визы и последующего ее продления иностранному гражданину за 45 дней до истечения срока действия текущей визы следует предоставить в УМиМС:
- копии всех страниц действующего паспорта;
- копию действующей визы;
- копию миграционной карты;
- 2 матовые фотографии 3х4;
- отрывную часть бланка уведомления о прибытии;
- квитанцию об оплате госпошлины в установленном размере;
- копию договора об обучении/направления Министерства науки и высшего образования РФ.
Иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерацию на срок не более семи дней, за исключением случаев нахождения указанных иностранных граждан в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, в санатории, доме отдыха, пансионате и т.д. Полный перечень таких граждан содержится в п. 6 ст. 20 Постановления Правительства РФ № 9 от 15 января 2007 г.
Постановка на учет иностранного гражданина в органах ФМС РФ осуществляется на основании уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания. Форма уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания утверждена Приказом ФМС России от 23.09.2010 № 287. Государственная пошлина за постановку на миграционный учет не взимается.
Уведомление ФМС РФ совершает принимающая сторона.
Самостоятельная постановка на учет допускается для иностранного гражданина в исключительных случаях, когда принимающая сторона в силу уважительных причин не может оформить такое уведомление (п.п. 20, 22 Правил № 9 от 15 января 2007 г.).
Принимающей стороной могут являться граждане РФ, постоянно проживающие в РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, юридические лица, их филиалы или представительства, у которых иностранный гражданин фактически проживает или работает (пп.7 п. 1 ст. 2 Закона № 109-ФЗ от 18.07.2006 г.; п.26 Правил № 9 от 15 января 2007 г.).
Если иностранный гражданин остановился в гостинице, то принимающей стороной является администрация гостиницы. Администрация гостиницы должна в течение одного рабочего дня, следующего за днем прибытия иностранца, уведомить территориальный орган ФМС России о его прибытии, а также выполнить все необходимые действия, связанные с его постановкой на учет по месту пребывания (п. 20 Правил № 9 от 15 января 2007 г.).
Законодательство устанавливает срок постановки на учет иностранного гражданина. Так, уведомление о прибытии подается в территориальный орган ФМС РФ не позднее 7 рабочих дней.
Этот срок исчисляется со дня прибытия иностранного гражданина в место пребывания.
Уведомление может быть доставлено в ФМС РФ уполномоченным представителем принимающей стороны лично или направлено по почте.
Если уведомление доставляется в отделение ФМС России уполномоченным представителем принимающей стороны лично, то отрывная часть бланка уведомления с отметкой органа миграционного учета возвращается этому уполномоченному представителю (п. 33 Правил № 9 от 15 января 2007 г.). Если уведомление направляется по почте, то его необходимо заполнить в двух экземплярах. В таком случае один экземпляр останется на почте, а другой отправляется в ФМС РФ (п. 27 Правил № 9 от 15 января 2007 г.). При отправлении документов по почте оператор почтовой связи выдает отправителю отрывной талон уведомления с оттиском календарного штемпеля и подписью. Вместе с талоном будут выданы квитанция об отправке почтового отправления и экземпляр описи вложения (п. 33 Правил № 9 от 15 января 2007 г.).
В случае, если уведомление предоставляется в ФМС РФуполномоченным представителем принимающей стороны лично, на отрывной части уведомлении миграционной службой проставляется соответствующая отметка о его принятии.
К уведомлению прикладываются необходимые документы.
Если уведомление оформляется принимающей стороной, то к нему прилагается копия документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина и копия его миграционной карты.
Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно или временно проживающих на территории г. Москвы
Устав города Москвы предусматривает, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются на территории города Москвы правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ч. 3, ст. 3).
Статус иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории города Москвы регулируется федеральным законодательством. Роль основного правового акта выполняет Федеральный закон от 25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Наличие гражданства иностранного государства не ставит всех обладающих им субъектов в равное положение.
Согласно законодательству выделяют три категории таких субъектов: временно пребывающие, временно проживающие и постоянно проживающие в России иностранные граждане.
Перечисленные категории имеют разный правовой статус, который обусловлен различными правовыми основаниями их нахождения на территории государства и формой правовой связи с Российской Федерацией.
Указанный Закон устанавливает сроки и условия оформления пребывания данных категорий иностранных граждан в России. Срок временного пребывания иностранного гражданина определяется сроком действия выданной ему визы.
Если лицо прибыло в Россию в порядке, не требующем получение визы, то срок его пребывания не может превышать 90 суток. В предусмотренных законом случаях срок пребывания может быть продлен или сокращен.
К категории временно пребывающих иностранных граждан относятся туристы, лица, прибывшие на учебу, работу, в служебные командировки, по гостевым приглашениям и т.п.
Временное проживание иностранных граждан связано с получением разрешения, срок действия которого составляет три года.
Разрешение на временное проживание выдается в пределах квоты, утверждаемой ежегодно Правительством России по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Без учета квоты разрешение на временное проживание выдается лицам: родившимся на территории РСФСР и состоявшем в прошлом в гражданстве СССР или родившимся на территории РФ; состоящим в браке с гражданином РФ, проживающим в России; имеющим родителя – гражданина РФ, а также иным категориям иностранных граждан.
В случае отказа в выдаче разрешения на временное проживание иностранный гражданин вправе подать повторное заявление не ранее чем через год со дня отклонения предыдущего. Перечень оснований отказа в выдаче либо аннулировании разрешений на временное проживание предусмотрен в федеральном законе.
Постоянно проживающими на территории РФ являются иностранные граждане, получившие разрешение, именуемое “вид на жительство”. До его получения иностранный гражданин обязан прожить на территории РФ не менее года на основании разрешения на временное проживание. Выдается вид на жительство на пять лет с возможностью последующего продления [56, с. 111].
В Москве, как и в Российской Федерации, в целом, в силу экономических и политических причин миграция все больше приобретает вынужденный характер и становится одним из факторов, усугубляющих социально-экономическое положение страны.
С целью наведения порядка в миграционной сфере в 2006 году был принят Федеральный закон “О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации”, который значительно упростил процедуру миграционного учета, введя уведомительный порядок взамен разрешительного.
Иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию, обязан зарегистрироваться в течение трех дней со дня прибытия в установленном законом порядке по месту своего пребывания.
Миграционным учетом и регистрацией по месту пребывания и проживания иностранных граждан и лиц без гражданства в городе Москве занимаются органы Федеральной миграционной службы. Так в 2008 году на миграционный учет в Москве было поставлено 1077504 иностранных граждан. Управление Федеральной миграционной службы по г.
Москве осуществляет также контроль над миграционной ситуацией в столице, особое внимание при этом уделяя работе по ограничению невостребованного потока иностранной рабочей силы в Москву.
Объем прав, свобод и обязанностей иностранных граждан на территории России определяется в соответствии с принципом национального режима пребывания.
Это означает, что в объеме правомочий они приравнены к гражданам Российской Федерации за изъятиями, установленными законом.
Исходя из этого принципа, наибольшим объемом прав, свобод и обязанностей обладают иностранные граждане, постоянно проживающие в России.
Передвижение иностранных граждан по территории России и выбор места жительства осуществляется в порядке, установленном российским законодательством, а также международными договорами Российской Федерации.
В интересах обеспечения государственной безопасности, охраны общественного порядка в реализации права на свободу передвижения могут устанавливаться определенные ограничения.
Временно проживающий в РФ иностранный гражданин не вправе по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание, или избирать место своего проживания вне пределов данного субъекта [35, с. 241].
Иностранные граждане не обладают избирательным правом, они не могут принимать участие в референдумах, проводимых в Российской Федерации. Вместе с тем иностранные граждане, имеющие вид на жительство в РФ в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами имеют права избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме.
Данная федеральная норма легла в основу ч. 5, ст. 4 Закона города Москвы от 18 апреля 2007 года “О референдуме в городе Москве”.
В ней указано, что в соответствии с международным договором Российской Федерации иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и жители Москвы.
Иностранные граждане имеют право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, заниматься предпринимательской деятельностью. Осуществлять трудовую деятельность иностранные граждане могут только при наличии разрешения на работу.
Правительство РФ ежегодно устанавливает для каждого субъекта РФ квоту привлечения иностранной рабочей силы. Например, для города Москвы на 2008 год квота составила 594886 человек, а на 2009 год 392157 человек.
Однако для постоянно и временно проживающих в РФ иностранных граждан; сотрудников дипломатических и консульских учреждений; журналистов, аккредитованных в России; лиц, обучающихся в образовательных учреждениях профессионального образования и др. разрешение на работу не требуется.
Временно проживающий в России иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание [26, с. 136-137].
С 2007 года в России эффективно действует новый порядок оформления разрешительных документов для работы иностранных граждан, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы.
Значительное упрощение процедуры, заключающиеся в возможности для данной категории иностранных граждан самостоятельно, без участия работодателя в течение 10 дней получить разрешение на работу, привело к увеличению количества выданных разрешений.
Так если за 11 месяцев 2007 года в городе Москве было выдано 600 тысяч таких разрешений на работу, то за аналогичный период 2006 года только 150 тысяч. В 2008 году УФМС по городу Москве всего выдало 563280 разрешений на работу, из них 441893 иностранным гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы.
Законом города Москвы от 19 сентября 2001 г. “Об учете иностранной рабочей силы в городе Москве” был введен механизм учета иностранных граждан с целью выявления тенденций миграционной политики.
Существующие режимы пребывания иностранцев
Состоянием на первый квартал 2020 года установлено несколько правовых статусов иностранцев, пребывающих в Российской Федерации, главные из которых:
-
Национальный правовой режим. Иностранный гражданин обладает тем же набором прав и обязанностей, что и действующий гражданин РФ. Определенные правовые коллизии предполагают вынесение ограничений, которые распространяются на:
— запрет на прохождение срочной службы в армии
— запрет на вступление в государственные должности
— владение отдельной частью лесного фонда или сельскохозяйственными угодьями - Режим наибольшего благоприятствования. Российская Федерация придерживается условий, указанных в соответствующем международном договоре со страной. Иностранный гражданин, пребывающий в данном правовом режиме, обеспечен не менее благоприятными условиями пребывания, чем граждане других иностранных государств
-
Специальный правовой режим. Данный правовой режим предполагает уникальные права и условия проживания для иностранцев: граждане другой зарубежной страны не обеспечены подобным набором прерогатив.
Специальный режим распространяется на иностранцев, которые являются подданными страны-союзника РФ. Подобные условия нахождения в России распространяются на жителей некоторых стран СНГ. К примеру, резидентам таких государств для въезда в страну виза не требуется - Правовой режим недискриминации. Права иностранца, прибывшего и находящегося в РФ, соответствуют правам приезжих граждан других стран.
Порядок пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ
Иностранные граждане могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из Российской Федерации при наличии визы по действительным документам, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
Лица без гражданства могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из Российской Федерации при наличии визы по действительным документам, выданным соответствующими органами государства их проживания, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
Документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в Российской Федерации, являются: паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.
Комментарии к ст. 18.8 КОАП РФ
1. В соответствии со ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Статья 2.6 Кодекса устанавливает, что находящиеся на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства подлежат административной ответственности на общих основаниях с гражданами РФ (особые правила действуют лишь в отношении лиц, пользующихся соответствующими привилегиями и иммунитетами). Особые правила пребывания и регистрации иностранных граждан на территории РФ могут быть предусмотрены международным договором, заключенным Российской Федерацией.
2. В интересах обеспечения общественного порядка, создания для иностранных граждан нормальных условий во время их пребывания в Российской Федерации и транзитного проезда через территорию нашей страны устанавливаются определенные обязательные правила для иностранных граждан и лиц без гражданства. Основными нормативными правовыми актами, устанавливающими эти правила, являются: Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп.) и Федеральный закон от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (с изм. и доп.).
3. Объектом посягательств являются установленный порядок управления в виде режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ, общественный порядок, а также безопасность личности, общества и государства.
4. Объективная сторона правонарушения по ч. 1 комментируемой статьи выражается в следующих действиях (бездействии): нарушение установленных правил въезда в РФ, проживание без документов на право жительства в России или проживание по недействительным документам, утрата документов, подтверждающих право на проживание без обращения с заявлением об их утрате, несоблюдение установленных правил миграционного учета, порядка регистрации либо передвижения или порядка выбора места жительства, уклонение от выезда по истечении определенного для данного лица срока пребывания, а также несоблюдение правил транзитного проезда через территорию Российской Федерации.
5. Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» установлены условия и порядок временного пребывания, временного и постоянного проживания и регистрации иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, передвижения этих лиц в пределах России. Предусмотрена возможность принудительной высылки (депортации) указанных лиц в случае утраты или прекращения законных оснований для их дальнейшего пребывания (проживания) в России, а также привлечения этих лиц к установленной законодательством ответственности. Конкретным видом этой ответственности являются санкции данной статьи и других статей настоящего Кодекса.
6. В гл. V Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» указано, что миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с федеральным законом о миграционном учете. С 15 января 2007 г. вступил в действие Федеральный закон от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».
В соответствии с данным Законом Постановлением Правительства РФ от 15 января 2007 г. N 9 утверждены Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации (с изм. и доп.).
7. В соответствии с Федеральным законом от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранные граждане или лица без гражданства при въезде в Российскую Федерацию обязаны получить и заполнить миграционную карту, которая подлежит возврату в пункте пропуска через Государственную границу РФ при выезде из России (ст. 25.9). Основания для привлечения такого лица к ответственности установлены ст. 25.10 указанного Закона. Иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории России, могут передвигаться по территории РФ и избирать место жительства в РФ в соответствии с порядком, установленным законодательством РФ. Общее правило состоит в том, что иностранные граждане могут свободно передвигаться по территории РФ, открытой для посещения иностранными гражданами.
Временно проживающий в России иностранный гражданин (и лицо без гражданства) не вправе по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание, или избирать место своего проживания вне пределов указанного субъекта РФ (ст. 11 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ).
8. Транзитный проезд через территорию Российской Федерации осуществляется, как правило, без права на остановку и разрешается по предъявлении российской транзитной визы, визы на въезд в сопредельное с Российской Федерацией по маршруту следования государство либо визы государства назначения и действительных для выезда проездных билетов или подтвержденной гарантии их приобретения в пункте пересадки на территории Российской Федерации (см. ст. ст. 25.7, 29 и др. Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ).
Транзитный проезд через территорию Российской Федерации без визы разрешается иностранному гражданину и лицу без гражданства в случаях, если они: 1) совершают беспосадочный полет воздушным транспортом через территорию Российской Федерации; 2) следуют на самолете международной авиалинии с пересадкой в аэропорту на территории России и имеют надлежащим образом оформленные документы на право въезда в государство назначения и авиабилет с подтвержденной датой вылета из аэропорта пересадки на территории Российской Федерации в течение 24 часов с момента прибытия, за исключением вынужденной остановки (стихийных бедствий, необходимости ремонта транспортного средства, болезни и др.). В случае вынужденной остановки оформление пребывания на территории Российской Федерации и продление срока действия транзитной российской визы производится органом по контролю и надзору в сфере миграции в месте вынужденной остановки по заявлению иностранных граждан или лиц без гражданства; 3) проживают на территории государства, с которым Российская Федерация имеет соответствующий международный договор.
9. Объективная сторона правонарушения по ч. 2 данной статьи выражается в несоответствии фактически осуществляемых в период пребывания и проживания в России иностранного гражданина или лица без гражданства деятельности или рода занятий заявленной цели въезда в Российскую Федерацию.
10. Субъектом правонарушения может быть иностранный гражданин или лицо без гражданства, достигшие 16 лет.
11. Субъективная сторона рассматриваемого состава административного правонарушения выражается в форме как умысла, так и неосторожности.
12. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (ст. 23.67), а также судьи районных судов, с учетом возможного назначения административного выдворения за пределы РФ (ч. ч. 2 и 3 ст. 23.1).
Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (ч. 1 ст. 28.3), а также органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).
Трудовые права иностранных граждан и лиц без гражданства
- Право работать у частных лиц по найму, заключать контракты. При этом работодатель должен получить разрешение, кроме случаев, когда на работу устраиваются люди со статусом временного жителя или с видом на жительство, специалисты, беженцы, дипломаты или участники государственных программ.
- По системе квот (таблица 2), в некоторых регионах РФ брать на работу иностранцев запрещено.
- С 2021 года иностранные граждане не имеют законного права устраиваться на работу в сферу торговли и медицины (например, работать медсестрой или тем более врачом).
Требования для трудоустройства иностранцев:
- Возраст не менее 18 лет.
- Экзамен на достаточное владение русским языком.
- Документ, разрешающий трудовую деятельность не должен по срокам превышать сроки документа, который дает право проживания в РФ.
- Устраиваться на работу допустимо только в области или крае, где получено разрешение.
- Работодатель должен постоянно извещать ГУВМ при приеме или увольнении иностранного гражданина. В ином случае он платит штраф от 7 000 до 1 млн. р.
При выдаче квоты на работу учитываются:
- Наличие разрешения на въезд.
- Актуальность профессии.
- Наличие родственников в России.
- Знание русского языка и присутствие недвижимого имущества в РФ.
Что надо помнить при заключении договора?
При заключении договора с иностранными гражданами следует руководствоваться положениями гл. 50.1 ТК РФ, где разъясняются требования к этому договору, установлен перечень документов, предъявляемых при приеме на работу, а также особенности временного перевода, отстранения от работы, прекращения трудового договора, выплаты выходного пособия.
Согласно ст. 327.1 ТК РФ иностранные граждане имеют право вступать в трудовые отношения в качестве работников по достижении ими возраста 18 лет.
Трудовой договор заключается на неопределенный срок. В случаях, предусмотренных ст. 59 ТК РФ, заключается срочный трудовой договор (на время выполнения временных (до двух месяцев), сезонных работ, работ, выходящих за рамки обычной деятельности работодателя (реконструкция, монтажные, пусконаладочные и др.), работ, связанных с заведомо временным (до одного года) расширением производства или объема оказываемых услуг; с лицами, поступающими на работу в организации, созданные на заведомо определенный период или для выполнения заведомо определенной работы; в иных случаях).
Препятствием для заключения договора с иностранцем может служить прямой запрет работодателям, установленный федеральными законами или международными договорами.
Статья 5.1. Изменение срока временного пребывания
-
1. В целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации, а также в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства Правительство Российской Федерации вправе увеличить до ста восьмидесяти суток или сократить установленный абзацем вторым пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона срок временного пребывания иностранного гражданина как на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, так и на всей территории Российской Федерации — в отношении отдельных категорий временно пребывающих в Российской Федерации иностранных граждан.
-
2. При принятии решения о сокращении в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи срока, установленного абзацем вторым пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, Правительство Российской Федерации также устанавливает срок, в течение которого иностранные граждане, временно пребывающие в Российской Федерации на момент принятия Правительством Российской Федерации указанного решения, обязаны выехать из Российской Федерации.