Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «2.4. Последствия завершения строительства применительно к правам на землю». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
После завершения строительства нужно составить уведомление о его окончании в течение месяца со дня возведения объекта. В документе должны быть указаны сведения о застройщике, участке, объекте и об оплате госпошлины за регистрацию права собственности. Подать уведомление можно с помощью сайта госуслуг, МФЦ, или лично обратиться в уполномоченный орган.
Какие сведения нужно указывать о сособственниках и/или соарендаторах?
Минстрой по этому вопросу пока не дал разъяснений.
Поэтому, исходим их того, что в отношении этих лиц нужно указывать те же сведения, что и о застройщике.
То есть, указываем – ФИО, место жительства и паспортные данные.
Например, сособственник Иванова Зульфия Моисеевна, проживающая по адресу: Московская область, г. Нижнезадрипанск, ул. Веселая, дом 5 кв. 20, паспорт гражданина РФ серия 03 02 номер 555444, выдан 01 апреля 2018 года ОФМС г. Нижнезадрипанска, код подразделения 772-003, зарегистрированная по месту жительства: Московская область, г. Нижнезадрипанск, ул. Веселая, дом 5 кв. 20.
Примечание.
Поскольку Минстрой не давал еще разъяснений по заполнению Уведомления о начале строительства, то остается открытым вопрос: нужно ли указывать в строке 2.4 сведения о банке, который имеет залоговые права на участок (например, когда участок является предметом залога по кредитному договору).
Данный вопрос пока остается открытым.
Причины возможного отказа в начале строительства
После рассмотрения заявки администрация может направить уведомление о несоответствии планируемого строительства допустимым нормам.
Возможные причины такого решения:
- несоответствие параметров дома допустимым нормам (высота — более 20 м, этажность — более 3 этажей)
- наличие ошибок в документе
- отсутствие у заявителя прав на земельный участок, на котором планируется строительство
- намерение строиться в зоне с особыми условиями использования (исторические поселения, природоохранные территории, прибрежные зоны)
- несоответствие вида разрешённого использования участка (на земле нельзя строить жилой и/или садовый дом)
-
Обязательно подавайте уведомление о планируемом строительстве с запланированными параметрами дома.
-
Если вы не приложили какие-либо документы/ не указали информацию, вас попросят исправить несоответствия в течение 3 дней.
-
Дождитесь ответа по истечении 7 рабочих дней (пока будет вестись проверка).
-
Право на строительство дает получение уведомления о соответствии либо ненаправление уведомления о несоответствии.
-
Строить по согласованным параметрам можно в течение 10 лет.
-
Не позже, чем через месяц после завершения стройки нужно подать уведомление об окончании строительства. В течение 7 рабочих дней дом будет проверен.
-
При положительном решении дом будет поставлен на кадастровый учет и его можно оформить в собственность.
Можно ли в ходе строительства изменить конфигурацию «одобренного» объекта ИЖС
Нередко собственник участка, спустя некоторое время, решает изменить конфигурацию будущего дома. Например, потребуется более просторный коттедж или возникнет потребность «передвинуть» будущую стройку на пару метров вправо. Но весь в одобренном властями уведомлении указывалась первоначальная конфигурация – что же делать?
На этот счет в Градостроительном кодексе имеется 14 пункт статьи 51.1, позволяющий подать строительное уведомление в отношении объекта ИЖС заново – в тот же орган, что и прежде. Следует помнить, что при изменении конфигурации и местоположения перспективного объекта строительства, важно соблюсти параметры пограничных отступов на земельном участке, действующих в данном регионе.
Если проигнорировать обязательность повторного уведомления властей об изменениях параметров будущего коттеджа, то завершив стройку, подготовив техплан здания при участии кадастрового инженера, а затем отправившись в орган власти для регистрации новостройки – возникнут проблемы, поскольку чиновники обязательно сличат контуры и географическое позиционирования фактического объекта ИЖС с первоначальными, указанными в уведомлении о намерении застроить участок.
Новое в составе сведений ЕГРН и кадастра
ЕДИНЫЙ ГОСРЕЕСТР НЕДВИЖИМОСТИ |
КАДАСТР НЕДВИЖИМОСТИ |
В ЕГРН вошли:
Теперь включают сведения о невозможности госрегистрации перехода, прекращения, ограничения права на земельный участок с/х назначения или его обременения до завершения рассмотрения судом дела о его изъятии в связи с ненадлежащим использованием. |
Уточнено, что в отношении предприятия как имущественного комплекса указывают кадастровые номера объектов недвижимости, которые предприятие использует на праве, отличном от права собственности (например, по договору аренды)
Сведения о решении об изъятии объекта недвижимости для государственных или муниципальных нужд теперь вносят в кадастр недвижимости, а не в ЕГРН. |
Реестровые дела теперь ведут только в электронной форме.
С 2021 года в законе прописаны случаи, когда кадастровый учет и госрегистрацию прав проводят на основании техплана и акта обследования.
Уведомление о начале строительства ИЖС в 2022-2020 году для России – это документ, пришедший на замену разрешения на строительство. Таким образом, разрешительный порядок заменен на уведомительный. Тем не менее, если в ответ на данное сообщение будет получено письмо о несоответствии строительства нормам действующего законодательства, такое помещение нельзя будет зарегистрировать, фактически оно станет самовольной постройкой.
Таким образом, возможно два ответа на уведомление. Отказ может быть получен только в следующих случаях:
- несоответствие указанных в сообщении параметров садового дома или объекта ИЖС установленных законом;
- вид разрешенного использования земельного участка не предусматривает строительство;
- заявление подано неуполномоченным лицом (у которого нет таких прав на участок);
- описание объекта не соответствует определенному памятнику культурного наследия.
Если ответ не получен, застройщик получает право строить по тем параметрам, которые указаны в уведомлении.
Уведомление о вводе объекта в эксплуатацию
Порядок ввода объекта в эксплуатацию с введением закона # 340-ФЗ заметно усложнился. Если до его введения ввод в эксплуатацию объекта ИЖС и кадастровый учет с регистрацией прав на объект ИЖС проводились только на основании технического плана здания жилого дома, в составе которого было разрешение на строительство, то теперь установлены иные правила ввода:
Перечень поверяемых сведений при всей его ограниченности к мягким отнести невозможно, поскольку в ходе проверки должно быть установлено:
В итоге, оформить собственность на жилой или садовый (дачный) дом стало намного труднее:
- отмененное законом разрешение на строительство заменено на уведомлением о планируемом строительстве,
- отложенное было до 1 марта 2022 года получение разрешения на ввод в эксплуатацию объекта ИЖС оказалось совсем «не отложенным», а введенным задолго до обозначенного срока как уведомление об окончании строительства.
- вся полнота закона легла на возведение дач и садовых домов, ранее не требующих отдельных согласований при строительстве.
Уведомление о планируемом строительстве жилого или дачного дома
В соответствии со ст. 51 ГрК РФ при строительстве индивидуального жилого дома необходимо было сначала собрать пакет документов, в том числе градостроительный план, схему планировочной организации земельного участка. После проверки всех документов – получить разрешение на строительство частного дома.
В связи с изменениями, внесенным в ГрК РФ, разрешение на строительство частного дома больше не требуется. Вместо него до начала строительства необходимо направить в администрацию уведомление о начале строительства. А после окончания строительства – уведомление об окончании строительства.
3) форму уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке согласно Приложению N 3 к настоящему приказу;
Об утверждении форм уведомлений, необходимых для строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома
Еще одно нововведение заключается в том, что зарегистрировать право собственности должен все тот же уполномоченный орган власти. Все уведомления, технический план передаются чиновниками в Росреестр для постановки дома на кадастровый учет и регистрации права собственности. Новое правило предусмотрено ч. 1.2. ст. 19 Закона «О регистрации недвижимости» в редакции закона #340-ФЗ от 03.08.2018г.
Отметим, что для строительства дачных и садовых домов тоже требуется направлять уведомление о строительстве. Но до 1 марта 2022 года садовые и дачные дома разрешено, как и раньше, строить и регистрировать без разрешения на строительства и без уведомления о начале строительства (п. 7 ст. 16 закона #340-ФЗ). Традиционно «новая дачная амнистия» устанавливается до марта следующего года.
03 августа 2018 вступил в силу Федеральный закон N 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». В связи с его изменениями разрешение на строительство частного дома больше не требуется. Вместо него до начала строительства необходимо направить в уполномоченный орган уведомление о начале строительства, а после окончания – уведомление об окончании строительства.
ВЫДАЧА РАЗРЕШЕНИЯ НА ВВОД ОБЪЕКТА ИЖС НЕ ТРЕБУЕТСЯ
Итак, последними изменениями в Градостроительный кодекс РФ предусмотрено, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не требуется в случае, если для строительства или реконструкции такого объекта не требуется выдача разрешения на строительство. Однако это не означает отмену всякого согласования ввода в эксплуатацию объектов ИЖС, а, наоборот, вносит следующие изменения, которые предусматривают дополнительные согласования:
Во-первых, ФЗ N 340 предусматривает, что к объектам индивидуального жилищного строительства теперь относятся в том числе садовые и дачные дома (далее — объекты ИЖС). А это означает, что если до принятия ФЗ N 340 (прежняя редакция Градостроительного кодекса РФ) строительство садовых и дачных домов на земельных участках, предоставленных для ведения садоводства или дачного хозяйства, вообще исключало всякое согласование с органами, уполномоченными на выдачу разрешений на строительство (федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления), то начиная с 3 августа 2018 г. такое строительство должно пройти так называемую уведомительную процедуру ввода объекта в эксплуатацию. Следовательно, теперь все вновь строящиеся садовые и дачные дома должны соответствовать всем законодательно установленным параметрам строительства, в том числе и допустимости их размещения на земельном участке.
Во-вторых, из анализа рассматриваемых изменений следует, что разрешение на ввод объекта ИЖС в эксплуатацию рассматриваемым Законом отменяется, но при этом вводится иная форма согласования — получение уведомления о соответствии построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности.
Таким образом, ФЗ N 340 расширил субъектный состав лиц, которым теперь необходимо проходить процедуру ввода объекта ИЖС в эксплуатацию, и саму процедуру ввода объекта в эксплуатацию заменил с разрешительной на «уведомительную», по сути нисколько ее не упростив, а даже наоборот. Предусмотренный законом уведомительный порядок ввода объектов ИЖС в эксплуатацию не является уведомительным хотя бы потому, что в ответ на подачу уведомления об окончании строительства объекта ИЖС застройщик соответствующего участка должен непременно получить уведомление о соответствии построенных или реконструированных объектов требованиям законодательства о градостроительной деятельности, а не просто подать уведомление об окончании строительства, как при простом уведомительном порядке.
УВЕДОМЛЕНИЕ О НЕСООТВЕТСТВИИ
Уведомление о несоответствии построенных или реконструированных объектов ИЖС требованиям законодательства о градостроительной деятельности направляется только в случаях, если:
1) в результате проведенной проверки уполномоченным на выдачу разрешения органом выявлено несоответствие параметров объекта ИЖС предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (ОКС), установленным правилами землепользования и застройки (ПЗЗ), документацией по планировке территории (документацией по ПТ) или обязательным требованиям к параметрам ОКС, установленным ГрК и другими федеральными законами;
2) внешний облик объекта ИЖС не соответствует описанию внешнего облика такого объекта:
- являющемуся приложением к уведомлению о планируемом строительстве;
- типовому архитектурному решению, указанному в уведомлении о планируемом строительстве;
- застройщику было направлено уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта установленным параметрам и (или) недопустимости его размещения на земельном участке по основанию, что от органа в области ОКН поступило уведомление о несоответствии описания внешнего облика объекта ИЖС предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям ОКС, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, в случае строительства или реконструкции объекта в границах такой зоны;
В каких случаях достаточно уведомления?
Уведомления о начале строительства будет достаточно, если планируется возводить:
- объект индивидуального жилищного строительства (ИЖС);
- садовый дом.
Разрешение для объектов этих двух типов не требуется. А теперь пришло время подробнее разобрать понятия «объект ИЖС» и «садовый дом».
Объект ИЖС – это отдельно стоящее здание (далее вместо этого может быть употреблен термин «дом»). Отдельно стоящее – это значит конструктивно не связанное с каркасом или ограждающими элементами уже имеющегося здания.
Чтоб подпадать под определение ИЖС, дом должен соответствовать таким требованиям:
- этажность – до трех этажей, расположенных над землей;
- высота – не более 20 м;
- внутренние помещения – объект ИЖС должен включать только комнаты и помещения вспомогательного назначение, необходимые исключительно для нужд жителей дома.
Ключевая черта объекта ИЖС – невозможность раздела на изолированные объекты. После постановки здания на учет в рамках объекта ИЖС нельзя выделить отдельные помещения или комнаты, для которых возможна регистрация собственности. Именно в этом состоит принципиальное отличие объекта ИЖС от многоквартирного дома.
Как правило, термины «объект ИЖС», «жилой дом» и «индивидуальный жилой дом» равнозначны. Исключение – случаи, предусмотренные законами федерального уровня или правовыми нормативами, действующими на территории Российской Федерации.
Теперь о понятии «садовый дом». С технической точки зрения оно ничем не отличается от ИЖС – для садового дома также предусмотрены:
- не более трех этажей (надземная часть);
- высота до 20 м.
Разница заключается в эксплуатационном назначении внутренних помещений. Комнаты садового дома предназначены не для круглогодичного проживания людей, а для сезонного пребывания. Вспомогательные помещения призваны создавать адекватные бытовые условия для людей в период их временного пребывания в доме.
Грамотное заполнение и подача уведомления о начале строительства на участке садового или жилого дома поможет избежать проблем с оформлением дома в будущем.
Немного о приобретении прав на землю без аукциона
А теперь немного полезной информации, которой нечасто делятся с гражданами чиновники земельных ведомств.
Существует возможность без аукциона приобрести участок земли под жилой дом или личное подсобное хозяйство на территории населенного пункта, а также под постройку садового дома.
Речь здесь идет о получении права на землю без торгов – так называемом «предварительном согласовании предоставления участка земли».
Получить такое согласование можно без посторонней помощи – для этого не потребуется юридического сопровождения, участия кадастровых специалистов или иных посреднических услуг. От заявителя потребуется только желание и немного терпения – вся манипуляции займут около 3 месяцев.
Зато, если решение будет принять в пользу заявителя, он сможет беспрепятственно приобрести землю без аукциона. Причем, этим правом потенциальный застройщик сможет воспользоваться в течение 2 лет с момента получения согласования.
Перечень необходимых документов, которые нужно приложить к уведомлению
Как правило, дополнять уведомление какими-либо документами не нужно. Но при определенных обстоятельствах приложения все же потребуются. Ниже подробно разобраны такие ситуации (их всего четыре):
- Регистрация прав на участок в ЕГРН (Едином госреестре недвижимости) не проведена. Тогда уведомление нужно сопроводить правоустанавливающими документами на землю. Информация о регистрации прав в ЕГРН доступна в сети интернет – достаточно просто взять выписку на сайте Росреестра;
- Подача уведомления не самим застройщиком, а его законным представителем. В этом случае к уведомлению прикладывают документ, подтверждающий, что представитель наделен необходимыми полномочиями. Как правило, в роли такого документа выступает доверенность, заверенная нотариусом;
- Подача уведомления застройщиком – юридическим лицом, зарегистрированным в другой стране. Уведомление должно дополняться документами о госрегистрации юрлица в соответствии с законами иностранного государства. Документы должны быть переведены на русский язык и заверены нотариусом;
- Расположение участка на исторической территории уровня государства или субъекта Федерации. При этом застройщик не представил в пункте 3.4. информации о типовом архитектурном решении. В качестве приложения подается описание облика будущего жилого или садового дома.
Если ни одного из перечисленных обстоятельств не у застройщика не возникло, приложения к уведомлению не нужно – заполнение можно считать законченным после указания почтового и электронного адреса.
На участке есть как введенные в эксплуатацию, так и строящиеся МКД
Рассмотрим ситуацию, которая нашла свое отражение в Постановлении ФАС ПО от 06.05.2013 по делу N А12-21504/2012, в рамках которого ЗАО (истец) обратилось в суд с иском к ТУ Росимущества (ответчик) о внесении изменения в договор аренды земельного участка.
Между ЗАО и ТУ Росимущества был заключен договор аренды земельного участка, предоставленного ЗАО для строительства нескольких многоквартирных домов. На этом земельном участке ЗАО построило и ввело в эксплуатацию один МКД, продолжая строить остальные. Затем ЗАО провело работы по межеванию земельного участка под построенным домом, в результате чего первоначальный земельный участок был размежеван на два меньших участка: один находился под уже построенным домом, на втором продолжались строительные работы. После этого ЗАО неоднократно обращалось в ТУ с заявлением о внесении изменений в первоначальный договор аренды земельного участка, чтобы исключить из аренды землю, на которой был построен МКД. Поскольку ТУ не изменило договор аренды земельного участка, ЗАО обратилось в арбитражный суд. Суд первой инстанции удовлетворил требования ЗАО и изменил договор аренды земли, а вышестоящие суды согласились с таким решением.
Сославшись на ч. 1 и 2 ст. 36 ЖК РФ, п. 1 ст. 16 Закона N 189-ФЗ и п. п. 66 и 67 Постановления N 10/22 , судьи отметили, что земельный участок, сформированный и поставленный на кадастровый учет, находится у собственников помещений на праве общей долевой собственности с момента государственной регистрации права участника на объект долевого строительства, соответственно, арендодатель утрачивает право распоряжаться им.
Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».
Постановление Пленума ВС РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав».
Аналогичная позиция изложена в Постановлении ФАС МО от 29.08.2012 по делу N А40-50637/11-9-426, где суд рассматривал иск Департамента земельных ресурсов г. Москвы к организации о взыскании задолженности по арендной плате. ЗАО на арендованной у города земле построило восемь МКД, из них на помещения в пяти МКД были зарегистрированы права собственности третьих лиц. Судьи решили, что г. Москва утратил право взимать арендную плату на часть земельного участка, который должен быть сформирован под жилыми домами, в которых расположены помещения, зарегистрированные на праве собственности за третьими лицами.
Собственник оспорил отказ Росреестра в суде.
Он указал, что в силу положений статьи 16 Федерального закона № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», статьи 36 Жилищного кодекса РФ, у него как собственника помещения возникло право общей долевой собственности на участок, а у ответчика на основании Федерального закона о регистрации недвижимости – обязанность погасить запись о государственной регистрации права собственности застройщика на земельный участок и одновременно внести запись о государственной регистрации права общей долевой собственности одного из участников участника долевого строительства в отношении участка.
По мнению заявителя, законом не предусмотрена обязанность застройщика или собственников в жилом доме после сдачи жилых домов, расположенных на одном земельном участке, заново формировать земельный участок под каждый жилой дом и только после этого обращаться в регистрирующий орган с заявлением о выдаче в отношении участка под жилым домом документа, подтверждающего право долевой собственности собственников помещений в доме.
Многоквартирные дома, в одном из которых расположена квартира, образуют единый жилой комплекс, расположенный на одном земельном участке, который является неделимым, поскольку предполагает наличие единого дворового пространства, используемого жителями всех домов по назначению в качестве общего имущества (одной детской площадки, одной площадки для отдыха взрослого населения, одной площадки для занятий физкультурой, одной мусорной контейнерной площадки, одной стоянки для автотранспорта).
Это препятствует разделу земельного участка под каждый многоквартирный дом с соблюдением действующих нормативов после завершения строительства и ввода жилых домов в эксплуатацию.