Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как уйти в монастырь женщине и мужчине: пошаговые рекомендации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Уход в монастырь – это шаг довольно серьёзный и любой хоть немного понимающий в монастырской жизни человек вам скажет, что мира и покоя вы там точно не обретёте – это тяжёлый труд и постоянное преодоление себя. Потому многие священники рекомендуют, прежде чем окончательно бежать от мира за монастырские стены, потратить время и поездить по разным обителям в качества трудника – добровольного работника, живущего и питающегося в монастыре, чтобы посмотреть и почувствовать монашеский быт изнутри и понять, подходит ли это вам. К слову, всякий человек, желающий стать монахом, сначала проходит путь трудника, так что, в любом случае, этот опыт будет полезен. Ну и, конечно, придётся изменить привычный ритм жизни – ведь практически вся жизнь в монастыре завязана на богослужении, которое необходимо будет посещать регулярно, и привыкнуть к довольно тяжёлой физической работе. Если после таких «проб» намерение уйти в монастырь не ушло, а лишь окрепло, необходимо посоветоваться со священником – желательно, конечно, с тем, который вас знает или мнению которого вы более всего доверяете. Вполне вероятно, что опытный пастырь не благословит вас на этот подвиг, а напротив – начнёт отговаривать, и к этому тоже надо быть готовым и прислушаться: ведь не всегда мы понимаем какие мотивы на самом деле руководят нами, а потому опытный взгляд со стороны иногда бывает полезен в таких серьёзных делах.
Как женщине уйти в монастырь? С какого возраста? Нужно ли какое-то специальное образование?
Михаил Лифшиц 1397 4 года назад Писатель, автор романов «Почтовый ящик», «Обналичка и другие операции»
Уход в монастырь четко регламентирован. Сначала нужно выбрать монастырь по сердцу, постоять на службах, поговорить с инокинями. Первый монастырь, возможно, не подойдет, нужно будет поехать в следующий. То есть первая стадия — паломник. Выбрав монастырь, нужно приобщиться к монастырской жизни, пожить там, помочь в работах. Вторая стадия — трудник. Возраст не важен, я знал молоденьких девушек, ушедших в монастырь прямо из родительской семьи, из родной деревни. Известная настоятельница Новодевичьего монастыря была в миру профессором МГУ, лауреатом Госпремии, ушла в монастырь в зрелые годы. Специальное образование не требуется. Я знал врача, ставшего послушником в 44 года, потом его рукоположили в дьяконы. Замечу, что он ни разу не получал медицинского послушания, трудился на общих работах.
Меня тоже интересовал этот вопрос. Про уход женщины в монастырь я написал поэму «Толга». Помните, что уход в монастырь — длительный и напряженный для души и тела процесс. Но можно этот путь пройти. Тогда Вы станете монахиней.
Как уйти в монастырь, и что для этого нужно?
Начнем с того, что это не так просто, как кажется. В любой монастырь достаточно сложно попасть. И если кто-то вас обещает «быстро постричь в монаха/монахиню» – бегите подальше. На самом деле в любом монастыре к вам будут присматриваться, выпрашивать о вашем духовном пути, узнают, не состоите ли вы в браке и не бросили ли вы детей (увы, бывают и такие неадекватные случаи). А потом еще несколько лет будут испытывать вас на послушании, прежде чем вы переступите самую первую ступень –рясофорного послушничества (даже еще не малого иноческого пострига).
Поэтому если после посещения монастыря вас стали посещать мысли об уходе из мира, попробуйте начать самостоятельную подготовку к этому событию пока на внешнем, что тоже очень важно, уровне.
Начните с отказа от мяса – в монастыре не едят мяса. Соблюдайте все четыре церковных поста, а также среду и пятницу. Приучите себя к ранним подъемам и длинному молитвенному правилу. Почаще ходите в храм – и не только на воскресные богослужения. Выбирайтесь на церковную молитву и в будние дни, и в пост.
Если вы работаете, то продолжайте свое занятие, но посмотрите на это с духовной точки зрения. Представьте, что все, что вы делаете – делаете для Бога, а потому приказы начальства воспринимайте как тренировку к послушанию. Старайтесь избегать светских развлечений.
Откажитесь от телевизора и побольше читайте духовной литературы.
Как уехать трудником в монастырь
После того, как вы выбрали монастырь, постарайтесь выбраться туда на длительное время, для начала недельки на две (в последующие разы можно увеличить время пребывания в монастыре и до месяца). Значит экскурсионный вариант, предлагаемый паломническими службами и турфирмами, вам не подойдет. Придется добираться в монастырь самостоятельно.
Приехав на место, в монастыре необходимо сказать, что вы приехали на столько-то дней – недель (указать точно) и хотите потрудится на благо обители. Тут же можно сказать, какие у вас есть серьезные заболевания (если есть) и попросить это учесть при послушании. Но говорить об этом стоит смиренно и быть готовым к отказу. Хотя, как правило, в монастыре идут на встречу. Но иногда Господь особо испытывает тех, кто хочет уйти в монастырь, как бы проверяя решимость испытуемого!
Причины ухода в монастырь
В монастырь стоит стремиться с желанием служить Богу и проявлять милосердие к окружающим. Нет ничего плохого в том, что истинно верующий человек проведёт на Земле обычную мирскую жизнь. Можно быть близким к Богу не только в стенах монастыря. Молитва, церковные Таинства, пост, православные праздники – всё это позволяет душе приблизиться к Господу. Но может случиться так, что мирянин вдруг вознамерится уйти в монастырь.
Для начала стоит заметить – уход от мирских забот не является весомым поводом для монашеского пострига. Также неверно считать, что монахи близки к спасению, а миряне – нет. Серьёзный шаг прежде стоит обсудить со священнослужителем. В беседе батюшка поймёт, чем продиктовано желание уйти в монастырь и в зависимости от этого даст или не даст своё разрешение. Лучше всего говорить на тему ухода от мирских благ со своим духовником, у которого регулярно исповедуетесь. Если Вы этого не делаете и не посещаете службы, для начала надо регулярно этим заниматься, а потом уже думать о монастыре.
Этапы монашеской жизни
Отдавая себя целиком службе Богу, женщина проходит основные этапы жизни в монастыре:
- Паломница. Ей запрещено молиться вместе с монахинями, есть за общим столом. Главное ее занятие — молитва и послушание.
- Трудница. Это женщина, которая еще только приглядывается к монастырскому быту. Она еще продолжает жить светской жизнью, но приезжая в монастырь, трудится наравне со всеми, выполняя все правила и подчиняясь внутреннему распорядку.
- Послушница. Ею становится та, кто уже подал прошение о вступлении в монашескую жизнь. Если настоятельница уверена в серьезности намерений женщины, то вскоре она становится монахиней.
- Монахиня. После того, как человек дал обеты, вернуть уже ничего нельзя. Если изменить обетам — значит изменить Богу. А это один из самых больших грехов.
- Рясофор. Это монах, который принимает обет целомудрия, послушания и нестяжательства.
- Малый схимонах. Принимает обет отречения от всего земного.
- Ангельский (великий) схимонах. Даются повторно те же обеты, принимается постриг.
В монашестве есть 4 главных обета, которые принимает человек:
- Послушание. Вы перестаете быть свободным человеком. Отбросьте гордыню, свои желания и волю. Теперь вы исполнитель воли духовника.
- Молитва. Постоянная и непрекращающаяся. Молиться всегда и везде независимо от того, что вы делаете.
- Обет безбрачия. Вы должны отказаться от плотских утех. Нельзя заводить семью и детей. Тем не менее в монастырь могут прийти любые люди, даже те, у кого в миру остались семья и дети.
- Нестяжание. Это отказ от любых материальных благ. Монах должен быть нищим.
Помните, что монахов часто называют мучениками. Готовы ли вы им стать? Хватит ли у вас терпения, целомудрия и смирения, чтобы до конца дней своих следовать заповедям Божиим. Перед тем как попасть в мужской монастырь подумайте еще раз. Ведь служба Господу — одно из самых трудных дел. Попробуйте выстоять многочасовую службу на ногах. Если это доставило вам удовольствие, ваше призвание — монашество.
Вот некоторые отзывы, опубликованные в газете «Православная вера».
Я принята трудницей в эту обитель и весьма довольна своим положением. Пусть приходится много трудиться (мне дано послушание в прачечной) и молиться, но мне нравится такая жизнь. Здесь спокойно, тихо, благостно. Я начинаю совсем забывать о жизни, которая была у меня в миру. Если будет воля Господа, хотела бы принять постриг и остаться здесь навсегда.
Елизавета, 57 лет, Пермский Успенский женский монастырь
Моя кузина приняла постриг около трёх лет назад. С этого времени я её не видела, она постоянно проживает в монастыре в городе Гороховец и никуда не отлучается. Правда, было от неё письмо, где она коротко написала, что молится о всех нас, здорова. Я не очень понимаю, почему она приняла такое решение, ведь всё было у неё в жизни хорошо — достаток, детки выросли, помогали ей. Думаю, не очень-то в обители сладко, эта жизнь точно не для меня. Но это её выбор и его надо уважать, уходить или нет — личное дело каждого.
Людмила Николаевна, г. Нефтеюганск
Мне было 19 лет, когда я поссорилась с мамой и сбежала в Екатеринбург, Ново-Тихвинский женский монастырь. Мне предложили поработать в качестве трудницы. Я не выдержала и неделю! В монастыре ужасный график — подъем в 5 утра, молитва, потом работа в огороде и на кухне, снова служба, я с ног валилась к вечеру. Через пять дней вернулась домой и помирилась с мамой. Девушки, в монастыре очень сложно, не предпрнимайте необдуманных шагов, жизнь в обители — далеко не для всех.
Как подготовить себя к монашеской жизни
Если перевести с греческого слово – монах, то получается слово «одинокий». В древности таких людей называли иноками. Это слово происходит от выражения «иной». Пребывание в ските, это непринятие лишних вожделений и безнравственности, а не игнорирование всего мира. Монашество существует для возрождения изначальной без греховности и целомудрия.
Следование по пути Христа, – непростой и тягостный удел, однако вы получите большую способность воспринимать с радостью все невзгоды, посылаемые Господом. В добавок, монахи каждый день молятся о нашем несовершенном свете. Он существует, пока слышится моление в монастырях. Судьбоносная цель служения монашества, – моление за всех нас.
Если человек живет среди обычных людей и чувствует, – не его это место, что он сердцем чувствует желание уединиться в монастырской обители, то ему требуется время, чтобы подготовится совершить решающей выбор ,какую жизнь выбрать.
Чтобы стать настоящим монахом нужно:
- быть истинным христианином;
- приходить в храм не из формальности, а любить и проникаться всей душой в богослужение;
- уважать молитвенные правила – утренние и вечерние;
- признавать религиозные праздники;
- читать книги, написанные про святых людей из истории монашества.
Если все-таки вы всерьез задумались, как попасть в монастырь, во-первых, необходимо увидеть и пожить, как минимум, в нескольких местах. Каждая обитель имеет свои особенности. Нужно найти ту, где будет более всего по душе.
Чтобы уйти в монастырь окончательно, необходимо какое-то время пожить в нем в качестве трудника (-цы). Практически в каждой обители нужны рабочие руки. Вам будут только рады, если вы решите немного помочь.
Познавательно!Сильная молитва на удачную продажу квартиры
Необязательно идти на послушание в женский монастырь. Можно потрудиться и при мужском. Там тоже очень нужны женские работящие руки, особенно в больших обителях, где идет нескончаемый поток паломников, которых нужно накормить, устроить на ночлег и так далее.
В мужской обители женщины-трудницы, как правило, находят себе постоянных духовников из числа братии. Священнослужитель, узнав о горячем желании верующему (-ей) посвятить себя монашескому пути, подскажет, как попасть в монастырь, а также поможет подыскать подходящую обитель, даст благословение и будет всячески поддерживать.
Монахи часто посещают соседние женские обители в качестве духовников для сестер, и хорошо знакомы с игуменьей, благочинной и другим лицами из административного звена. Поэтому, если женщина придет с благословением от своего духовника, который к тому же хорошо знаком здесь, ее примут без проблем.
Внимание! Как попасть в женский монастырь жить, чтобы потрудиться во славу Божью и определиться с жизненным предназначением, лучше сразу посоветоваться со своим духовником.
Зачем жить в монастыре
Современная жизнь полна ежедневной суеты и тревоги о завтрашнем дне. Иногда хочется побыть наедине с собой и Богом, выпасть из привычного ритма жизни. Для этого многие православные христианки узнают, как попасть в женский монастырь. И затем уезжают потрудиться во славу Божию в различные обители.
Срок пребывания в монастыре зависит от духовных и физических сил желающего потрудиться. И, разумеется, от наличия свободного времени. Желающие получить неоценимый духовный опыт могут приехать на определенный срок по договоренности с руководством монастыря.
Если есть стремление совсем покинуть мирскую жизнь и посвятить себя служению Богу, то пребывание в монастыре может растянуться на неопределенный срок. На это требуется благословение начальствующих обители. За эти дни можно проверить себя, насколько сильно послушание и смирение. Ведь жить нужно будет строго по уставу. Любые действия совершать с разрешения наставников и добросовестно трудиться на пользу своей души и благо обители.
Чем занимаются в женском монастыре?
Как живут в женском монастыре, можно узнать и без принятия монашества. Достаточно найти несколько свободных дней и иметь твердое намерение потрудиться во славу Божию. Так можно на деле узнать какова жизнь монахинь в монастыре.
Распорядок в разных обителях свой, но есть общая черта – это посещение уставных богослужений, добросовестный труд и молитва. Еще одно присуще всем женским монастырям – искреннее участие, помощь во всем и доброжелательность насельниц.
В больших монастырях есть свои усадьбы, скот, иногда небольшое производство продуктов для собственных нужд. Поэтому чем больше обитель, тем больше разнообразного труда предлагается всем желающим. Послушания распределяются по силам, согласно возрасту трудников.
К примеру, в Свято-Боголюбском женском монастыре Владимирской области над каждой группой добровольцев назначается старшая сестра из насельниц. Именно к ней нужно обращаться по всем вопросам касающимся послушания и пребывания в обители. У монахинь есть традиция за совместным трудом вслух по очереди распевать или читать псалмы. В Свято-Троицком Стефано-Махрищском ставропигиальном женском монастыре, близ села Махра Владимирской области, за трапезой читаются жития святых или отрывки из духовных книг. Это распространенная в разных обителях практика.
Как попасть в женский монастырь? Путь спасения или смирения?
Приводим вашему вниманию часть лекции, прочитанной в Саратовской Духовной семинарии в 2003 году тогда еще кандидатом педагогических наук протоиереем Евгением Шестуном. Через год после этого по благословению митрополита Самарского и Сызранского Сергия отец Евгений принял монашеский постриг с именем Георгий.
Таинство брака возвращает человеку полноту бытия. Ева была взята от Адама, и тем самым была нарушена полнота его бытия. Человек чувствует себя в истинном браке полноценным: «две плоти» становятся едиными (Ср. Быт. 2: 24), если говорить народным языком, «две половинки нашли друг друга, соединились в целое». В связи с этим я много думал о том, что же такое монашество, почему монахи не ищут этой полноты, чем она у них восполняема. К тому же, говорят, что нет различий между мужским и женским монашеством. Для меня все это было тайной и загадкой, пока я с этим очень близко не встретился.
Следуя мирской логике, восполнение обязательно должно быть, оно необходимо. С этой точки зрения монашество рассматривается как восполнение своего бытия Богом, то есть как особая разновидность брака. Такое мнение достаточно распространено, и для примера приведем слова митрополита Илариона (Алфеева): «Есть нечто существенно общее между браком и монашеством. Это не два противоположные пути, но два пути, которые во многом близки один другому. Человек как индивидуум – существо не вполне полноценное, он реализуется как личность лишь в общении с другим. И в браке восполнение недостающего происходит через обретение второй «половины», второго «я», через обретение «другого».
В монашестве этим «другим» является Сам Бог. Тайна монашеской жизни заключается в том, что принявший монашество целиком ориентирует свою жизнь на Бога. Человек сознательно и добровольно отказывается не только от брака, но и от многого другого, доступного обычным людям, чтобы максимально сосредоточиться на Боге и посвятить Ему всю свою жизнь, все свои помыслы и дела. И в этом смысле монашество близко к браку».
Когда я стал читать творения старцев о монашестве, то убедился, что монашество – на самом деле великая тайна. Если вы возьмете «Книгу для монашествующих и мирян», составленную архимандритом Иоанном (Крестьянкиным), то в предисловии прочтете первые строки: «Монашество – великая Божия тайна. И для тех, кто дерзает вступить в эту святую тайну и приобщиться к истинному духу иночества, на все времена сохранил Господь в писаниях опыт Отцов, которые прошли этим путем в радость Вечности».
В письме к брату «О монашеском постриге» архиепископ Серафим (Звездинский) попытался выразить невыразимое: рассказать, что происходит с человеком, когда совершается монашеский постриг. Прочтем начало этого письма: «Дорогой, родной мой брат! Христос посреде нас! Только что получил твое теплое, сердечное письмо, спешу ответить. Та теплота, та братская сердечность, с которыми ты пишешь мне, до глубины души тронули меня. Спасибо тебе, родной мой, за поздравления и светлые пожелания. Ты просишь, чтобы я поделился с тобой своими чувствами, которыми я жил до времени пострижения и последующее святое время. С живейшей радостью исполняю твою просьбу, хотя и нелегко ее исполнить. Как выражу я то, что переживала и чем теперь живет моя душа, какими словами выскажу я то, что преисполнило и преисполняет мое сердце?! Я так бесконечно богат небесными, благодатными сокровищами, дарованными мне щедродарительною десницею Господа, что, правда, не в состоянии сосчитать и половины своего богатства.
Монах я теперь! Как это страшно, непостижимо и странно! Новая одежда, новое имя, новые, доселе неведомые, никогда неведомые думы, новые, никогда не испытанные чувства, новый внутренний мир, новое настроение, все, все новое, весь я новый до мозга костей. Какое дивное и сверхъестественное действие благодати! Всего переплавила она меня, всего преобразила…
Пойми ты, родной: меня, прежнего Николая (как не хочется повторять мирское имя!) нет больше, совсем нет, куда-то взяли и глубоко зарыли, так что и самого маленького следа не осталось. Другой раз силишься представить себя Николаем – нет, никогда не выходит, воображение напрягаешь до самой крайности, а прежнего Николая так и не вообразишь. Словно заснул я крепким сном… Проснулся – и что же? Гляжу кругом, хочу припомнить, что было до момента засыпания, и не могу припомнить прежнее состояние, словно вытравил кто из сознания, на место его втиснув совершенно новое. Осталось только настоящее – новое, доселе неведомое, да далеко будущее. Дитя, родившееся на свет, не помнит ведь своей утробной жизни, так вот и я: пострижение сделало меня младенцем, и я не помню своей мирской жизни, на свет-то я словно только сейчас родился, а не 25 лет тому назад. Отдельные воспоминания прошлого, отрывки, конечно, сохранились, но нет прежней сущности, душа-то сама другая…»
Стали принимать монашество мои духовные чада, которых я знал помногу лет. Сам я не монах и, присутствуя на постригах, только со стороны мог наблюдать, что происходит с людьми, которых я хорошо знаю и люблю. Я увидел, что на самом деле происходит великое Таинство: в монашестве умирает человек, но рождается Ангел. И один из первых вопросов, который задается при постриге, звучит так: «Желаешь ли сподобиться ангельскому образу иночествующих?» Монах – это Ангел во плоти.
Ангел – существо бесполое, а раз он бесполый, то может жить вне брака, он не требует земного восполнения. Поэтому монашество не следует уподоблять браку. Это великое Таинство. Афонский старец Ефрем Катунакский говорил, что монахи восполняют число Ангелов, заменяя Ангелов падших. В «Слове, произнесенном Старцем на постриге монахини…» он сказал: «Как назвать то, что мы видели сегодня? Ни перо, ни земной язык не могут выразить этого таинства. Велико и не исследовано честное таинство монашеского пострига… Сестра наша Никифора! Возрадовались Ангелы на твоем сегодняшнем постриге, потому что увидели тебя входящей в их лик. Опечалились демоны, возрыдались плачем великим, потому что ты заняла то место, на которое до падения были поставлены они… О! Никифора, Никифора, велика твоя благодать, земной Ангеле Никифора!»
Вы можете улыбаться, потому что монахов видели и знаете, можете говорить: «Рассказывай нам, батюшка, рассказывай, мы про них все знаем». Но я вам хочу сказать, что плотская природа остается, духовная брань не упраздняется: мир борется с Ангелом внутри монаха, но мир никогда этого Ангела уже не победит. Рано или поздно, пройдет десять лет, двадцать, но все равно Ангел победит природу. Ангельское в монахе возьмет вверх, оно неистребимо уже, как образ Божий в человеке. Я бывал на Афоне, встречал там монахов, про которых разные истории об их «похождениях» рассказывали. Но проходило пять-шесть лет, и когда мы приезжали снова, то видели, что они становятся Ангелами, молитвенными, благоговейными. «Невидимая брань монаха, по словам старца Ефрема Катунакского, состоит в том, чтобы победить внутренние страсти, самого себя. Вначале встретишь ветхого человека, подобно Голиафу, но дерзай! Придет благодать, и поднимешься над страстями, над самим собой и увидишь другого человека, подобного новому Адаму, с другим духовным горизонтом, другим духовным одеянием, другой духовной пищей».
Как может монах падать? Если он согрешает, если он падает, человеком он все же уже не сможет стать, ведь он – Ангел. Монашеские обеты даются только один раз. И когда монах сам слагает с себя иноческие одеяния и даже вступает в брак, согласно каноническим правилам Церкви он продолжает оставаться монахом, но монахом падшим. Мы должны понять, что монах может быть падшим, а может быть вовсе отпавшим от Бога. Тогда кем монах становится? Отпавший Ангел – бес. Отпавший монах становится бесом. Вот это страшно! Могу привести только два случая, когда это происходит: самоубийство монаха и смерть под анафемой. Может быть, бывают и другие причины отпадения от Бога, я их просто не знаю.
На первый взгляд, любой верующий человек мало чем от монахов отличается, но вы заметьте, как они молчат. Они уже умеют молчать, в отличие от нас. Монахи получают дар молитвы. У них лик обращен к Богу, а не к миру. Они стремятся к уединению, им хочется закрыться, у них уже идет молитва. Вы всмотритесь в монахов: их сразу можно узнать, они от нас отличаются.
Дорога в Оптинский скит
Когда паломники подходят по лесной дорожке к Иоанно-Предтеченскому скиту, невольно замолкают лишние разговоры, мысли отрешаются от привычного многопопечения, сердце окутывает благодатная глубокая тишина и в сосредоточенном и благоговейном молчании рождаются слова молитвы.
Как и много лет назад, дорога в скит ведет не только к духовному сердцу Оптиной пустыни, но и побуждает нас сделать хотя бы несколько шагов к постижению самих себя.
Пройдем же этот путь вместе с писателем Владимиром Павловичем Быковым (1872–1936), который после беседы с преподобным оптинским старцем Нектарием из воинствующего спирита и масона стал глубоко верующим человеком.
Достаточно выйти из пустыни на ту очаровательную дорожку, которая идет к скиту, чтобы вашу душу охватило какое-то исключительное, по своему настроению, чувство.
Перед вами развертывается с обеих сторон чудная, густая сосновая аллея, и вы сразу чувствуете, что переходите в какой-то совершенно иной мир.
Обыкновенно поразительная тишина. Святая тишина в самом точном смысле этого слова. Такой тишины, я уверен, многие не наблюдали нигде. По обеим сторонам, в начале аллеи, стройно стоят фруктовые деревья. Если вы приехали во второй половине июля, то ваш взгляд падает на необычайное изобилие яблок и других фруктов. Если же вы приехали ранней весной, вы идете под сенью какого-то неземного сада, покрытого белым цветом фруктовых деревьев.
Наконец, как-то незаметно, эта аллея соединяется с просеком обыкновенного леса, обильного стройно вытянувшими свои вершины богатырями-деревьями, которые, как стражи-исполины доброго, старого времени, мирно пропускают вас к скиту. То тут, то там, в глубоком безмолвии, с каким-то, очевидно, исключительным благоговением, тянутся длинные вереницы богомольцев, направляющихся к старцам.
Сто семьдесят саженей, расстояние между пустынью и скитом, пройти, само собою разумеется, очень скоро. И вы сожалеете, что эта чудная дорога не выросла в 170 верст.
Перед вами, направо, сначала показывается колодезь во имя Амвросия Медиоланскаго, куда два раза в день выходят с небольшими глиняными кувшинами, из скитских ворот, скитонасельники, очевидно, за водой для утреннего и вечернего чая.
Еще несколько шагов, и перед вашими глазами развертываются святые ворота Предтечева скита, по обеим сторонам которых вы видите два домика, с выходящими наружу маленькими крыльцами, в отворенные двери которых, почти беспрерывно, то входят, то выходят пришедшие богомольцы.
И у кельи направо, на длинной скамейке, которая рядом с входом, а иногда и на ступенях крыльца, сидит большая группа ожидающих очередного входа в келью.
Эти два домика — кельи старцев, куда является свободным доступ снаружи скита только лишь для женщин. Мужчины же входят к старцам через Святые ворота, через внутренний вход.
Если вы оглянетесь в сторону леса, по направлению от правой кельи, то вы увидите, в хорошую, ясную погоду, массу самой разнородной публики, которая находится в ожидании очередного входа в кельи.
Удивительным свойством обладает это место перед святыми воротами скита.
Не говоря уже о своих личных переживаниях около этих святых стен, когда я, преисполненный чувством великого благоговения к тем, кто живет за стенами этой обители, а в особенности к тем, кто живет в этих выбеленных, чистеньких двух домиках у ворот, — целыми днями просиживал здесь, — я знаю очень многих людей, которые приходили сюда для того, чтобы в этой изумительной, святой, безмолвной тишине, я даже не скажу, отдохнуть, а чтобы совершенно забыть обо всем, оставленном там, далеко, за этим дивным лесом, за этой дивной дорожкой, в тлетворном мире, со всеми его заботами.
Здесь переживается человеком какой-то особенный процесс внутреннего умиротворения и самоанализа.
Здесь, мне кажется, впервые, из прикованных к этому месту, распознают «самого себя», свое внутреннее «я», и здесь, у этих самых святых келий, у порога этих великих ворот, совершался великий процесс обновления тех душ, которые навсегда оставили здесь свое прежнее, безобразное, уродливое, отвратительное «я» и ушли отсюда совершенно другими людьми.
Не знаю почему, но мне в этом месте, у стен этой обители, стал понятен великий евангельский факт возрождения Закхея.
Только здесь я понял, какую огромную роль в человеческой жизни, вообще, и в Православии — в особенности, играют великие подвижники, праведные и святые.
Краткая справка об авторе
Владимир Павлович Быков — писатель, биолог, масон, московский спирит, руководитель кружка «Спиритуалистов-догматиков», редактор-издатель журналов «Спиритуалист» (1905–1912), «Голос всеобщей любви» (1906–1909), «Смелые мысли» (1909–1911), «Вифезда» (1911–1912) и газеты спиритуально-оккультного направления «Оттуда» (1907–1911).
По завершении испытательного срока игумен может принять решение о принятии трудника в число братии монастыря в качестве послушника, либо о продлении испытательного срока. Послушник является кандидатом на принятие монашеского пострига, к которому он должен усердно готовиться под руководством игумена и определенного последним духовного наставника. Послушник обязан во всей полноте соблюдать устав монастыря. Длительность подготовки к принятию пострига должна составлять не менее трех лет с момента прибытия в обитель, но может быть сокращена до одного года для лиц, получивших или получающих духовное образование на дневном отделении духовных учебных заведений. В случае тяжелой болезни послушника срок подготовки к постригу также может быть сокращен.
Игумен монастыря обязан проявлять особое попечение о духовном окормлении послушников. В случае недостойного поведения, нарушения устава монастыря, духовных недугов игумен и старшие насельники монастыря принимают меры для надлежащего вразумления. В случае повторяющихся грубых нарушений внутреннего или гражданского устава монастыря послушник может быть удален из монастыря решением игумена.
Послушники покидают монастырь — добровольно или по решению игумена — без каких-либо церковных канонических или дисциплинарных последствий, так как послушничество установлено для надлежащей проверки внутреннего устроения и воли кандидатов в монашество. При этом, в тех случаях, когда послушник сообщает игумену о намерении покинуть монастырь, игумен обязан выяснить, не связано ли это намерение с возникновением обстоятельств, которые могут быть устранены самим игуменом. В последнем случае, игумен должен принять необходимые меры. Покидая монастырь, послушник теряет право ношения особых одежд, если он в таковые был облачен во время пребывания в монастыре.
Как уехать трудником в монастырь
После того, как вы выбрали монастырь, постарайтесь выбраться туда на длительное время, для начала недельки на две (в последующие разы можно увеличить время пребывания в монастыре и до месяца). Значит экскурсионный вариант, предлагаемый паломническими службами и турфирмами, вам не подойдет. Придется добираться в монастырь самостоятельно.
Приехав на место, в монастыре необходимо сказать, что вы приехали на столько-то дней – недель (указать точно) и хотите потрудится на благо обители. Тут же можно сказать, какие у вас есть серьезные заболевания (если есть) и попросить это учесть при послушании. Но говорить об этом стоит смиренно и быть готовым к отказу. Хотя, как правило, в монастыре идут на встречу. Но иногда Господь особо испытывает тех, кто хочет уйти в монастырь, как бы проверяя решимость испытуемого!