- Финансовые споры

Что такое добровольное социальное страхование в России

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое добровольное социальное страхование в России». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Государство устанавливает обязательное страхование в том случае, когда защита тех или иных объектов связана с имущественными интересами не только отдельных страхователей, но и общества в целом. При этом страхователь обязан вносить страховые взносы либо за свой счет, либо за счет средств соответствующего бюджета. Таким образом, инициатором обязательного страхования является государство.

Характеристика действующей системы обязательного социального страхования

Специфика страхового механизма заключается в создании целевых денежных фондов для защиты имущественных интересов участников этих фондов. Однако всеобщий и государственно регулируемый характер фондов социального страхования привносит определенные особенности в их организацию и условия формирования. Социальное страхование является не просто обязательным страхованием социальных рисков граждан, а социально ориентированным обязательным страхованием основного контингента населения от универсальных социальных рисков, определяемых государственной социальной политикой.

Система обязательного социального страхования в Российской Федерации, включающая в себя конкретные виды страхования, направлена на защиту определенных рисков (рис. 35).

Обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

Правовые нормативы, регулирующие порядок действий работодателя при производственной травме и профессиональных заболеваний, уровень гарантий работников и общие принципы оформления несчастного случая на производстве закреплены в различных нормативных документах Российской Федерации.

Несмотря на то, что страховая выплата производится предприятием-работодателем, компенсацию за нее он получает из средств бюджета ФСС, вне зависимости от того, кто является виновником несчастного случая.

Если же у работника имеются требования к работодателю по выплате морального ущерба, то данная выплата (моральный ущерб) будет производиться из средств работодателя.

Производственной травмой считается какое-либо увечье, которое было получено при обстоятельствах в период работы непосредственно на территории предприятия; следования к своей работе либо же обратно; в период командировки и др.

При наступлении производственной травмы данное событие должно быть обязательно соответствующе оформлено:

  1. составлена специальная комиссия для выяснения обстоятельств несчастного случая, которая должна включать не менее 3 человек;
  2. составлен акт, в котором отражаются основные сведения (место, время наступления события, количество пострадавших, виновники, степень вины самого пострадавшего и т. д.);
  3. сделана запись в специальном журнале, оформленном в соответствии с требованиями Министерства труда Российской Федерации.

В случае отказа в оформлении производственной травмы или неправильного его оформления предприятию «грозит» общение с трудовой инспекцией и достаточно высокие административные штрафы. В правильном оформлении данного события заинтересован и сам работник, поскольку это будет влиять на его страховую защиту в целом в количественной и качественной форме.

Страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), заключенного со страхователем и (или) гражданскоправового договора, предметом которого являются выполнение работ и (или) оказание услуг, договора авторского заказа.

Основными принципами обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний являются:

  • гарантированность права застрахованных на обеспечение по страхованию;
  • экономическая заинтересованность субъектов страхования в улучшении условий и повышении безопасности труда, снижении производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
  • обязательность регистрации в качестве страхователей всех лиц, нанимающих (привлекающих к труду) работников, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • обязательность уплаты страхователями страховых взносов;
  • дифференцированность страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска.

Страховые тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний рассчитываются в процентном отношении к сумме дохода (оплате труда) застрахованных лиц, а в соответствующих случаях – к сумме вознаграждения по гражданско-правовому договору (табл. 17).

Страховой случай – подтвержденный в установленном порядке факт повреждения здоровья застрахованного вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, который влечет возникновение обязательства страховщика осуществлять обеспечение по страхованию.

Обеспечение по страхованию осуществляется:

1) в виде пособия по временной нетрудоспособности, назначаемого в связи со страховым случаем (рис. 36);

Таблица 17

Размер страхового тарифа в зависимости от класса профессионального риска
Номер класса профессионального риска Размер страхового тарифа, %
I 0,2
II 0,3
III 0,4
IV 0,5
V 0,6
XXX 7,4
XXXI 8,1
XXXII 8,5

К актам данного
уровня относятся федеральные законы,
указы Президента РФ, постановления
Правительства РФ, акты других органов
исполнительной власти и акты
государ­ственных внебюджетных фондов.

В число актов
законодательного уровня входят:

  1. законы, регламентирующие пенсионное обеспечение:

— Закон РФ от 12
февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсион­ном
обеспечении лиц, проходивших военную
службу, службу в органах внутренних
дел, Государственной противопожар­ной
службе, органах по контролю за оборотом
наркотиче­ских средств и психотропных
веществ, учреждениях и органах
уголовно-исполнительной системы, и их
семей» (далее — За­кон о пенсионном
обеспечении военнослужащих);

  • Федеральный закон от 6 марта 2001 г. № 21-ФЗ «О вы­плате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жи­тельство за пределы Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее — Закон о государственном пенсионном обеспечении);
  • Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Фе­дерации»;
  • Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее — За­кон о трудовых пенсиях)
  1. законы, регламентирующие предоставление пособий:

  • Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О госу­дарственных пособиях гражданам, имеющим детей»;
  • Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»;
  1. законы, регламентирующие обеспечение при несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях:

  • Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях»;
  • Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» и др.;
  1. законы, регламентирующие медицинскую помощь:

Читайте также:  Оформление гражданства ребенку рожденному за границей.

Социальная помощь представляет собой финансирование потребностей отдельных индивидов или категорий населения, не имеющих других источников существования.

Социальная помощь носит адресный характер и изначально предполагает проверку нуждаемости лица, претендующего на ее получение.

В отличие от социального страхования, которое основано на страховых отчислениях, социальная помощь предоставляется независимо от уплаты взносов, она может иметь и денежную, и натуральную формы (обеспечение горячим питанием, лекарствами и т.д.).

Одним из основных направлений социальной помощи являются программы по поддержке малообеспеченных граждан, финансируемые за счет правительственных средств.

Организационной основой системы социальной помощи являются социальные программы.

В структуру социальной помощи входит обязательная и дополнительная социальная помощь.

Обязательную помощь представляют государственные программы оказания материальной помощи и социального обслуживания населения по устранению последствий воздействия социальных рисков или их минимизации.

Дополнительная социальная помощь включает программы оказания помощи, базирующиеся на деятельности общественных организаций и благотворительных фондов, благотворительных взносов юридических и физических лиц, а также гуманитарная помощь.

Социальная помощь может оказываться в виде социальных льгот, которые выполняют две функции — компенсирующую и стимулирующую.

Компенсационный характер льгот состоит в создании равных условий для субъектов с неравными возможностями (инвалиды, сироты).

Стимулирующая функция льгот заключается в побуждении к отдельным видам общественно полезной деятельности.

Социальная помощь предоставляется также в виде безналичных жилищных субсидий для малоимущих категорий населения.

Формы социального страхования

Существует две формы социального страхования:

  1. Обязательное страхование;
  2. Добровольное страхование.
Определение 2

Обязательное социальное страхование — это вид государственных социальных гарантий, которые обеспечиваются посредством целевых внебюджетные (государственных или общественных) фондов.

Под обязательным социальным страхованием можно понимать систему социальной защиты граждан, состоящую в страховании работающего населения от изменения социального и/или материального их положения, в частности, по независящим от них причинам. Если расшифровать подробно, сюда относится страхование при наступлении нетрудоспособности в связи с инвалидностью, безработицей, наступлением пенсионного возраста, болезнью, материнства.

В обязательном социальном страховании действует принцип неполного самофинансирования. Если фонд имеет дефицит, то государство помогает фонду средствами государственного бюджета.

Можно выделить несколько проблем, присущих обязательному социальному страхованию в Российской Федерации на сегодняшний день:

  • Во-первых, наблюдается доминирование роли государства в управлении данной системой;
  • Во-вторых, весьма существенная проблема – это несбалансированный характер финансовых ресурсов, которые имеют тенденцию к уменьшению;
  • В-третьих, невысокая степень страховой защиты, которая не соответствует реальному уровню жизни.

Таким образом, необходимо снизить роль государства в управлении обязательным социальным страхованием, для того, чтобы более активно развивать институт негосударственных фондов. Далее, с целью роста финансовых ресурсов, усилить ответственность работодателей за использование нелегальных схем при расчете заработной платы, механизма серых и черных зарплат, повысить прозрачность экономической системы в целом.

Замечание 1

Государство является гарантом устойчивости социальных фондов и программ обязательного социального страхования.

Обязательное социальное страхование подразделяется на два вида:

  1. Общее страхование;
  2. Профессиональное страхование.

Общее обязательное страхование – это вид страхования, который имеет сферу распространения на всех лиц, которые работают по трудовому договору / контракту.

Обязательное профессиональное страхование – вид страхования, который распространяется на лиц, работающих в сферах, связанных с повышенным травматизмом, особо опасными условиями труда.

Страховые взносы и материальное обеспечение в обязательном профессиональном страховании значительное выше, чем в обязательном общем страховании.

Определение 3

Добровольное социальное страхование — это вид страхования, которое имеет в своей основе принцип коллективной солидарности и взаимопомощи при отсутствии страховой поддержки государства.

Черты добровольного социального страхования:

  • демократизм и самоуправление в сфере управления страховыми фондами;
  • социальное партнерство работодателей и наемных работников;
  • тесная зависимость страховых выплат и программ от уровня доходов страхователей.

Сегодня фонды добровольного социального страхования чаще всего рассматриваются как дополнение к обязательному страхованию. Это связано с недостаточным уровнем гарантий со стороны государства в системе обязательного социального страхования и высоким уровнем доходов страхователей. Такое взаимное дополнение фондов позволяет недостатки одного вида страхования компенсировать достоинствами другого.

Так же в государстве существуют вид частного страхования как разновидность добровольного личного страхования граждан. Частное страхование действует за счет взносов физических и юридических лиц, частных страховых компаний пенсионных фондов.

Принципы частного страхования:

  • рыночная эквивалентность индивидуальной оценки социального риска;
  • зависимость размера возмещения от индивидуальной платежеспособности застрахованного лица;
  • взаимосвязь программы страхования с размером индивидуального взноса застрахованного лица.

Частным страхованием занимаются обычно коммерческие страховые компании.
В стране с развитой рыночной экономикой система страхования включает в себя государственные, коллективные и частные институты, коммерческие и некоммерческие общества.

Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15.12.2001 г.:

– устанавливает основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации;

– регулирует правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования;

– определяет правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования.

Федеральный закон состоит из 6 глав (31 статьи).

Глава 1 «Общие положения»:

1) определяет предмет регулирования закона;

2) закрепляет, что законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из:

– Конституции Российской Федерации;

– законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;

– Федеральных законов «Об основах обязательного социального страхования», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации» и «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации;

3) дает основные понятия, используемые в законе.

Глава 2 «Участники правоотношений по обязательному пенсионному страхованию» определяет, что субъектами обязательного пенсионного страхования являются федеральные органы государственной власти, страхователи, страховщик и застрахованные лица.

Глава 3 «Права и обязанности субъектов обязательного пенсионного страхования» раскрывает правомочия каждого участника правоотношений по обязательному пенсионному страхованию.

Глава 4 «Финансовая система обязательного пенсионного страхования» определяет порядок формирования и расходования средств бюджета ПФР, закрепляя, что бюджет ПФР формируется за счет:

– страховых взносов;

– средств федерального бюджета;

– сумм пеней и иных финансовых санкций;

Читайте также:  Льготы на проезд в общественном транспорте в 2023 году

– доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;

– добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц;

– иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Глава 5 «Уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование» раскрывает порядок расчета и уплаты страховых взносов, а также объекты и базу для начисления страховых взносов и возлагает обязанность по контролю за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на налоговые органы.

Глава 6 «Заключительные и переходные положения» регулирует следующие вопросы:

– рассмотрение и разрешение споров по вопросам обязательного пенсионного страхования;

– право застрахованного лица на передачу своих накоплений в негосударственный пенсионный фонд;

– вступление в силу закона (со дня его официального опубликования).

Основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка.

При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются:

– письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений;

– трудовые книжки колхозников;

– справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами;

– выписки из приказов;

– лицевые счета;

– ведомости на выдачу заработной платы.

В случае, когда трудовая книжка не ведется, периоды работы по трудовому договору подтверждаются письменным трудовым договором.

Периоды работы по договору гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ или оказание услуг, подтверждаются:

– указанным договором;

– документом работодателя об уплате обязательных платежей.

При этом продолжительность периода работы, включаемого в страховой стаж, определяется согласно сроку действия договора, соответствующему периоду уплаты обязательных платежей. В случаях, когда срок действия договора не установлен, продолжительность указанного периода определяется исходя из периода уплаты обязательных платежей.

Периоды работы по авторским и лицензионным договорам подтверждаются:

– указанными договорами;

– документом территориального органа ПФР;

– документом территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.

При этом продолжительность периода работы, включаемого в страховой стаж, определяется согласно сроку действия договора, соответствующему периоду уплаты обязательных платежей.

Периоды работы у отдельных граждан по договорам за время до заключения трудовых договоров или договоров гражданско-правового характера подтверждаются:

– договором между нанимателем и работником, зарегистрированным в профсоюзных органах;

– документом территориального органа ПФР или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.

Периоды работы членов крестьянского (фермерского) хозяйства и граждан, работающих в крестьянском (фермерском) хозяйстве по договорам об использовании их труда, подтверждаются:

– трудовой книжкой;

– документом территориального органа ПФР или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.

Записи, внесенные в трудовые книжки членов хозяйства и граждан, работающих в крестьянском (фермерском) хозяйстве по договорам об использовании их труда, удостоверяются органом местного самоуправления.

Периоды работы в качестве пастуха по договору с коллективом граждан – владельцев скота за время до заключения трудовых договоров или договоров гражданско-правового характера подтверждаются:

– договором между пастухом и коллективом граждан – владельцев скота (с отметкой о его исполнении);

– документом территориального органа ПФР или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.

Добровольное страхование осуществляется на основе соглашения между застрахованным лицом и страховщиком. Такое страхование базируется на определенных принципах.

  1. Принцип срочности означает, что страховка распространяется на определенный период. Срок страховки обязательно указывается в договоре, подписанном застрахованным лицом и страховщиком.
  2. Страхование должно быть направлено на определенный объект (здоровье, имущество, обязательства перед банками). Предмет страховки должен быть отражен в договоре.
  3. Застрахованный гражданин обязан совершать страховые выплаты. Периодичность и величина взносов должна быть прописана в договоре. В случае, если застрахованное лицо своевременно не оплатило взнос, действие договора прекращается.
  4. При подписании договора обязательно должно быть волеизъявление обеих сторон. Застрахованное лицо соглашается со всеми условиями договора.

Роль и значение в рыночной экономике

В современной экономической системе реализация сущности механизма социального обеспечения, который имел место во времена СССР, невозможна по объективным причинам, в частности из-за того, что государство имеет ограниченные полномочия по вмешательству в экономический сектор. Соответственно, при рыночной экономике возможно только социальное страхование.

Само понятие обязательного социального страхования – ОСС – уже раскрывает его роль, сущность и значение в экономике рыночного типа:

  • предоставление дополнительного стимула для экономического развития субъектов предпринимательства, в сущности, из-за снижения отчислений в собственные страховые фонды, занимающиеся перераспределением средств между их участниками (за счет ликвидации последствий страховых рисков государственными внебюджетными фондами);
  • способствование появлению новых сфер деятельности, новых рабочих мест, снижению безработицы;
  • обеспечение непрерывности и сбалансированности производственного процесса;
  • формирование дополнительной отрасли экономики со значительным оборотом денежных средств от общего объема ВВП страны.

Принципы обязательного и добровольного страхования расхожи. ДС характеризует:

  • Добровольность. Как мы упоминали, она касается только страхователя, а не фирмы-страховщика.
  • Выборочный охват. Не все граждане считают нужным заключить договор добровольного страхования. Кроме того, страховые компании и сами накладывают ограничения для страхователей — возраст, состояние здоровья, аварийность имущества и проч.
  • Срочность. Договор ДС всегда имеет определенный период действия.
  • Зависимость от уплаты взносов. Соглашение о страховании аннулируется, если страхователь перестал вносить страховые премии.
  • Скользящий размер страхового покрытия. Размер страховой суммы устанавливается в договоре результатом соглашения страховщика и страхователя.

Обязательное и добровольное страхование хоть и перекликаются между собой, но имеют много принципиальных отличий. Кроме того, один и тот же вид страхования может быть и ОС, и ДС.

ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

Исторически определились три формы организации систем социального страхования:
— государственное;
— коллективное (страхование, организуемое профсоюзами);
— смешанное (основанное на взаимодействии государства и профсоюзов).

Государственное социальное страхование является обязательным и формируется из налогов, которые отчисляют все активные трудоспособные граждане. Работодатель обязан удерживать с каждого работника налоги в фонд социального страхования. Государственное страхование финансирует не только пенсии пожилым членам общества, инвалидам, но и декретные выплаты, пособия на детей, а так же пенсии детям, лишенных кормильцев.

Коллективное социальное страхование имеет те же цели и задачи, что и государственное. Однако его объект значительно уже: он ограничивается трудовым коллективом, профсоюзом, отраслью или регионом. Страховые фонды коллективного социального страхования образуются за счет работников и работодателей. Однако, в отличие от государственных, они являются независимыми самоуправляемыми организациями, форма которых устанавливается государственным социальным законодательством. Коллективным социальным страхованием могут заниматься любые страховые организации, получившие от государства в установленном порядке разрешение на этот вид деятельности.

Читайте также:  Налоговая декларация пo УCН в 2023 году

Смешанным социальным страхованием называются проекты, которые профсоюзы реализуют вместе с государством.

Момент возникновения обязательств

Для работодателя юридического лица или индивидуального предпринимателя обязанность по уплате взносов на социальное страхование возникает с момента заключения трудового договора с работником. Для индивидуальных предпринимателей, работающих в единственном лице, обязательства возникают с момента регистрации и уплаты страховых взносов. Работник же с момента заключения трудового договора с работодателем становится невольным объектом отношений между работодателем и страховщиком. Для лиц, претендующих на выплаты по инвалидности — с момента признания инвалидом I, II, III группы; Для лиц, претендующих на получения пособий — с момента назначения пособия.

Чем отличается добровольное соцстрахование от обязательного?

Главное отличие добровольного от обязательного соцстрахования, которое финансируется за счёт целевого налогообложения и выплат из бюджетных средств, состоит в том, что оно производится негосударственными страховыми организациями.

Отличительные характеристики ДСС:

  • общественный характер личного страхования;
  • организуется на базе ФЗ «О страховании некоммерческих организаций»;
  • правила реализации процедуры страхования определяет страховая организация;
  • деятельность осуществляется некоммерческим страховыми организациями;
  • страхователями являются юрлица и физлица, заключившие договор;
  • фонд складывается из доходов населения, а также прибыли предприятий.

Ключевым правилом в управлении страховыми фондами считается демократизм наравне с самоуправлением, а также социальное партнёрство работодателя и наёмного работника. Размер страховых выплат устанавливается согласно тарифам страховщика и пропорционально доходам страхователей, из которых отчисляются взносы по страховке.

Договор страхования и страховой полис

Договор страхования устанавливает права и обязанности сторон, связанных с предоставлением услуги по обеспечению страховой защиты. Сторонами договора страхования выступают страховщик и страхователь. Отношения, возникающие из договора страхования, регулируются главой 48 «Страхование» Гражданского кодекса РФ.

По договору страхования одна сторона (страхователь) обязуется уплачивать другой стороне (страховщику) определенную соглашением сторон плату (страховую премию), а страховщик при наступлении предусмотренного договором события (страхового случая) обязуется выплатить страхователю или иному указанному в договоре лицу (выгодоприобретателю) страховое возмещение (возмещение причиненных страхователю или иному застрахованному лицу убытков) или страховую сумму (всю максимально возможную по договору страхования сумму).

Статьей 940 Гражданского кодекса РФ установлено, что договор страхования должен быть заключен в письменной форме. При оформлении договора страхования страховщик выдает страхователю страховой полис – документ, который подтверждает факт заключения договора страхования. Договор страхования должен в обязательном порядке содержать определенные сведения:

  • наименование документа;
  • юридические адреса и реквизиты сторон;
  • описание объекта (объектов) страхования;
  • характеристику страхового события (риска);
  • перечень страховых случаев;
  • размер страховой суммы или страхового возмещения (суммы, в пределах которой будет осуществляться страховая выплата);
  • размер, порядок внесения и сроки уплаты страхового взноса (страхового платежа), который представляет собой плату за услугу страхования;
  • срок действия договора;
  • подписи сторон;
  • другие существенные условия по соглашению сторон (например, исключения из страхового покрытия, когда происходит событие, которое по формальным признакам является страховым случаем, но страховое возмещение в этом случае не выплачивается).

Влияние асимметрии информации при страховании: эффекты неблагоприятного отбора и риска недобросовестности

Неравномерное распределение информации между участниками рынка об условиях осуществления рыночной сделки и намерениях друг друга называют асимметрией информации. Это присущий любому рынку признак, который затрудняет потребителю выбор услуги с оптимальным соотношением: цена – качество, а поставщику услуг – оптимальную цену, которая обеспечит максимальную прибыль при минимальном риске.

В частности, качество благ, которые потребитель получает вместе со страховой услугой, нельзя оценить в момент покупки, как, например, качество товара – одежды или обуви. Качество услуги страхования выявляется только после покупки, в процессе потребления. Такого рода асимметрия информации создает возможность для злоупотребления недобросовестного поведения поставщиков услуги – страховщиков. Злоупотребления могут состоять в завышении цены на услугу или в более низком качестве, чем было заявлено потребителю.

Два основных типа асимметрии информации связаны со скрытыми характеристиками и со скрытыми действиями. Скрытые характеристики – это информация, которой владеет одна сторона и не владеет другая, хотя ей важно получить эту информацию для заключения сделки на выгодных условиях. Например, страховая компания всегда будет хуже осведомлена, чем покупатель полиса страхования жизни, о состоянии его здоровья, полезных и вредных привычках, хорошей и плохой наследственности, способных увеличить вероятность наступления страхового случая. Скрытые действия – это действия, которые одна из сторон сделки может совершить незаметно для другой стороны и затронуть интересы другой стороны, оказав на них негативное влияние. Например, оформляя страхование от несчастного случая, для страховой компании имеет значение, имеет ли страхователь привычку перебегать дорогу на красный свет, поскольку такая привычка заметно повышает риск гибели от несчастного случая, но страховая компания никак не может проконтролировать поведение страхователя на дороге.

Асимметричная информация приводит к такому явлению, как неблагоприятный отбор (отрицательная селекция). Как это происходит, можно рассмотреть на примере продажи полисов страхования жизни. Чтобы адекватно оценить риски, страхователю нужно точно знать, в каком состоянии здоровье покупателя страхового полиса. Однако страховщик не располагает достаточно информацией для того, чтобы установить цену страхового полиса, в точности соответствующую состоянию здоровья страхователя и риску его заболевания или смерти. Поэтому устанавливается усредненная цена. Это приводит к тому, что люди, у которых нет проблем со здоровьем, считают цену полиса чересчур высокой, зато люди, чье здоровье подвержено повышенному риску, получают возможность застраховаться по низкой цене. В результате происходит неблагоприятный отбор: доля страхователей с низким уровнем риска снижается, потому что они не хотят покупать полисы по завышенной цене, а доля страхователей с высоким уровнем риска повышается.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *